298 подписчиков

Что такое фавикон, зачем нужен и как правильно сделать

1,5K прочитали

Logotipper.ru
Logotipper.ru

Итак, у вас есть компания, бренд или просто блог, для которого был разработан или разрабатывается прямо сейчас сайт. Угадал?)

Вы знаете, что вам нужен фавикон, но не уверены, что это такое? Или, может быть, прекрасно осведомлены, что такое фавикон и зачем он нужен, но не в курсе, как и каким его сделать?

А что, если вы даже не уверены, что оно вам надо, но вроде “так говорят”, и вроде “у всех есть”?..

В любом случае, очень рад, что зашли сюда — я очень старался, пиша это статью, и, уверен надеюсь, это подробное руководство по фавиконам развеет все вопросы)

Что такое фавикон?

Начнём, конечно, с азов. Если вы знаете, что такое фавикон (favicon, фавиконка, favicon-ка (да, и такое написание встречается)), смело пропускайте этот раздел.

В марте 2020 года фавикону исполняется 21 год, он становится совсем взрослым… Впервые он появился в 1999-м году вместе с выпуском пятой версии известного (и на тот момент самого популярного) браузера Internet Explorer.

Само слово #favicon — это сокращение от “favorite icon”, что значит “иконка избранного”. Исторически такое название вполне оправдано, так как изначально фавикон сайта показывался только при добавлении этого сайта в “избранное” пользователя. Сейчас же фавикон отображается на вкладке любого сайта (при его наличии) почти во всех современных браузерах, и даже в поисковой выдаче, например, в Яндексе и  с недавнего времени в Гугле. Это хоть и основные, но далеко не единственные места обитания современных фавиконов!

Они везде:

Logotipper.ru
Logotipper.ru

Вы спросите, фавикон — это логотип? Пожалуй, да. Точнее — это особая форма логотипа, разработанная специально для очень малых размеров.

В настоящее время, хотя фавиконами могут называться и иконки размером, доходящим до 512 пикселей в обоих измерениях, большинство браузеров отображают фавикон размером всего 16 на 16 пикселей. Из-за этого порой невозможно использовать в качестве фавиконки полноценный логотип.

Но перейдем к следующим разделам, а то уже обо всём по чуть-чуть рассказал…

Зачем нужен фавикон?

Фавикон повышает узнаваемость сайта и бренда

Фавикон — это такой же элемент фирменного стиля и айдентики, как логотип, фирменные цвета, фирменные узоры. О важности единства фирменного стиля я уже говорил в этой статье.

По хорошему фавикону сразу становится ясно, что за сайт за ним скрывается (конечно, если вы уже знакомы этим с сайтом).

Когда у пользователя открыто множество вкладок в браузере, именно по фавиконам он ориентируется, где какая. Ваша задача: запомниться пользователю, чтобы он всегда смог найти ваш сайт среди множества других открытых вкладок!

Даже если вкладок открыто не так много, чтобы у них пропали названия, современные люди всё больше ориентируются на иконки, нежели на текст, который им только сопутственно помогает в восприятии.

Увеличивает кликабельность

В поисковой выдаче сайт с фавиконом привлекает больше внимания пользователей, чем сайт без него. Соответственно, при прочих равных пользователь скорее кликнет именно на ваш сайт с выделяющимся фавиконом!

Конечно, наличие фавикона уже не так сильно повышает ваши шансы быть кликнутым, как в былые времена, когда такие иконки были лишь у каждого десятого сайта. Но даже сейчас, когда фавиконы есть практически у всех, он в любом случае выгодно выделяет сайт в выдаче — подобно маркерам в списках, служащим для обозначения пункта.

Посмотрите на эти примеры:

Во втором случае кому-то может показаться, что информация с сайта 2GIS — это продолжение “пункта” о Яндекс.Еде.

Я честно пытался найти реальный пример, чтобы в выдаче поисковика у сайта не было фавикона, но пролистав по 15 страниц по нескольким запросам, так ничего и не нашёл. Это ещё раз подтверждает необходимость наличия фавикона.

Вызывает доверие

Сайт с фавиконом вызывает доверие пользователя, так как сайт выглядит более закончено и профессионально, нежели веб ресурс с «пустым листом» или стандартным фавиконом той CMS, на которой сделан сайт.

В настоящее время фавиконов нет в основном лишь у не до конца доделанных или брошенных сайтов. Поэтому, чтобы не вызывать у потенциальных посетителей такие ощущения, стоит идти в ногу со временем — установить фавикон и следить за его корректным отображением.

Каким должен быть фавикон

Правильный фавикон должен:

  • Быть хорошо различимым в малом размере.
  • Соответствовать фирменному стилю компании.
  • Отвечать современным техническим требованиям: размеры и форматы файлов.

Чуть подробнее об этих правилах.

Визуальная составляющая фавикона

Как я уже говорил, фавикон можно считать особой версией логотипа. Особая она потому, что должна быть хорошо различима в очень маленьком размере — 16х16 px.

Возможно, вы где-то слышали, что “любой хороший логотип должен одинаково хорошо смотреться и в очень большом и в очень малом размере”.

Но, во-первых, это не всегда так, а, во-вторых, 16 пикселей — это просто крайне малый размер. И иконка сайта — это буквально единственное место, где вам потребуется логотип такого размера.

Что это значит: далеко не любой логотип можно качественно уменьшить до такого размера, даже не каждый “хороший”.

Порой, чтобы сделать favicon иконку для сайта и она выглядела аккуратно и читабельно, приходится чем-то жертвовать. Например:

  • Взять из основной версии логотипа только какой-то фрагмент:
  Итак, у вас есть компания, бренд или просто блог, для которого был разработан или разрабатывается прямо сейчас сайт. Угадал?) Вы знаете, что вам нужен фавикон, но не уверены, что это такое?-4
Желательно, чтобы этот фрагмент был наиболее узнаваемым.
  • Значительно упростить графический знак логотипа:
  Итак, у вас есть компания, бренд или просто блог, для которого был разработан или разрабатывается прямо сейчас сайт. Угадал?) Вы знаете, что вам нужен фавикон, но не уверены, что это такое?-5
Мелкие детали могут “замусорить” фавикон.
  • Изменить пропорции элементов знака:
  Итак, у вас есть компания, бренд или просто блог, для которого был разработан или разрабатывается прямо сейчас сайт. Угадал?) Вы знаете, что вам нужен фавикон, но не уверены, что это такое?-6
Тонкие линии основного логотипа не будут видны в крохотном фавиконе.
  • Сделать совсем новый значок:
  Итак, у вас есть компания, бренд или просто блог, для которого был разработан или разрабатывается прямо сейчас сайт. Угадал?) Вы знаете, что вам нужен фавикон, но не уверены, что это такое?-7
При этом новый значок-фавикон не должен выбиваться из общего фирменного стиля. Старайтесь сохранять цветовую гамму и по возможности намекнуть на вашу сферу деятельности или название.

Технические требования к современным фавиконам

Если до начала прочтения этой статьи вы знали о фавиконах чуть больше, чем ничего, то скорее всего вы также слышали, что фавиконы — это файлы с расширением ico, как и положено быть иконкам.

Да, много лет назад только так и было. Как и был один единственный размер для фавикона — 16 пикселей в ширину, 16 — в высоту. Сейчас же ситуация обстоит совсем иначе.

Формат ico морально устарел. Его главным преимуществом перед другими форматами (например, тем же png) было в том, что один файл содержал несколько иконок разных размеров (на все случаи жизни). Но браузеры уже давно научились брать иконку нужного размера из разных файлов.

Как это ни банально прозвучит: чем больше различных иконок содержит в себе файл ico, тем больше он “весит”, а это тормозит работу вашего сайта.

В современных реалиях качественный фавикон — это отдельные файлы:

  • разных размеров (от 16х16 до 512х512 px),
  • разных форматов (png, svg, ico),

подходящие под все браузеры (Chrome, Firefox, Safari, Internet Explorer и др.) и операционные системы (Android, iOS, Windows, MacOS).

Более того некоторые системы, например, браузер Safari, не поддерживает формат ico, и для отображения фавиконов ему нужен векторный формат svg.

Но и ico пока что не стоит списывать со счетов — есть работа специально для него. Устаревшие браузеры, например, Internet Explorer версии 10 и ниже (а ими всё ещё пользуется большая часть населения) поддерживает только этот формат. Также ico-файл пригодится для того, чтобы у сайта была персональная иконка в Windows при сохранении его на рабочий стол или в панель задач.

Чтобы не писать полотно текста, состоящее из повторяющихся слов и цифр, покажу наглядно набор favicon-иконок, необходимый вам для сайта, подходящий для 99,9% случаев (вдруг уже есть какие-то новые стартапы, использующие что-то совсем другое):

Фавикон Logotipper.ru
Фавикон Logotipper.ru

Но, к счастью, есть специализированные сервисы, которые значительно упрощают подготовку всех этих файлов!

А в следующей статье подробно расскажу о некоторых несовершенствах автоматических конвертирований файлов в фавиконы, и покажу на примере, как порой можно добиться лучшего результата)

Надеюсь, вам было интересно и полезно!)