Найти тему

8 рецептов идеального пейзажа от Елены Петровой: на заметку фотографу

Оглавление

С точки зрения путешественницы, блогера, участницы клуба «Российское фото» Елены Петровой, эти нехитрые правила отлично работают в 90% случаев и помогают сделать фотографию более интересной и запоминающейся. Их можно смело комбинировать друг с другом. Более того, их можно и нужно нарушать, потому что они не являются истиной в последней инстанции. Но прежде чем нарушать, было бы неплохо знать, что именно нарушать, и делать это осознанно, понимая, к какому эффекту это приведет.​

Очень часто бывает, что ты оказываешься в каком-нибудь великолепном месте в правильное время, в правильных погодных условиях, при хорошем свете. Но абсолютно не представляешь, с какой стороны подступиться к съемке пейзажа. Как найти тот самый идеальный ракурс или вид? Как снять так, чтобы потом не было обидно из-за упущенных возможностей?

Восприятие человеком изображения (и фотографии в частности) подчиняется определенным законам. Какие-то формы и композиционные решения воспринимаются как более удачные, некоторые позволяют передать объем, некоторые помогают взгляду «путешествовать» по картинке и внимательно изучать ее.

Я попыталась наглядно сгруппировать и показать на примерах основные композиционные приемы, которые можно использовать в пейзажной фотографии.

Ритм

Ритм — это повторяющиеся формы и элементы. В пейзажной съемке это могут быть ступеньки, забор, стволы деревьев, колоски на поле и даже птицы. Ритм создает впечатление упорядоченного пространства. Человеческое восприятие тоже подчинено ритмам — ритмически организованная информация воспринимается более легко, чем информация, в которой ритма нет.

В то же время фотография, в которой все ритмически организовано, может показаться скучной и статичной, поэтому наряду с использованием ритма стоит стремится к тому, чтобы этот ритм нарушить.

Линии

С помощью линий можно управлять взглядом зрителя и заставлять его рассматривать фотографию и изучать детали. Прямые линии помогут показать перспективу и объем, увести взгляд вглубь изображения.
На приведенном примере линии сходятся, благодаря чему снимок приобретает объем, а взгляд от края кадра переходит к монастырю на заднем плане.

-2

Прямая линия, куда бы она ни была направлена, довольно-таки статична. Намного больше динамики привносят кривые линии. Самые динамичные — это S-линия и C-линия.

-3

Геометрические фигуры

Кроме ярко выраженных линий (дорога, забор, берег реки) могут быть линии неявные. В этом случае объекты на фотографии организуются таким образом, чтобы получались геометрические фигуры — треугольники, прямоугольники, круги. Эти фигуры будут в мозгу зрителя ассоциироваться друг с другом и повышать «разглядывательность» фотографии.

-4

Есть такой лайфхак: намного лучше в композиционном плане такие геометрически объекты работают организованным группами по три. Три прямоугольника, три треугольника.

-5

Правило третей

Про то, что сюжетно значимые объекты надо располагать по правилу золотого сечения, наверное, знает каждый, кто увлекается фотографией. Во многих фотоаппаратах сетка с нужными линиями изначально видна в видоискателе.

-6

Но, кроме всем известной схемы, есть еще одна. И она, на мой взгляд, намного более интересная, чем обычная, потому что добавляет в снимок больше динамики.

-7

А теперь несколько «шаблонов», по которым можно выстраивать пейзажный снимок.

Передний план

Передний план — какой-то объект (или несколько), который вы поместите на ближний план и который будет притягивать внимание зрителя и служить отправной точкой для взгляда. Это может быть коряга, куст, какие-то цветы, даже пучок травы. Но наличие переднего плана позволяет придать фотографии объем и сделать пейзаж более интересным.

-8

Естественная рамка

Это может быть оконный проем, деревья или ветки — какие-то элементы, которые будут ограничивать пространство вокруг главного объекта съемки и не давать взгляду зрителя «уходить из кадра»

-9

На данном примере дерево справа и ветка слева вместе с отражениями ограничивают кадр с боков. Взгляд первым делом фокусируется на солнце — это самое яркое место изображения, после этого по лучам солнца следует до монастыря, после чего упирается в дерево и спускается по стволу вниз, по нижней границе кадра (линия берега ее поддерживает) следует до отражения ветки, после чего поднимается вверх и снова упирается в солнце. Взгляд не ушел из кадра, а остался внутри — это хорошо.

«Слои» и использование нескольких планов

«Слои» и использование нескольких планов помогают передать воздух и объем на фотографии. Это могут быть планы, разделенные туманом или облаками и связанные между собой повторяющимися формами.

-10

Отражение

Использование отражений практически всегда идет на пользу пейзажному снимку и позволяет сделать картинку более нарядной и интересной. Высший пилотаж — снять так, чтобы отражение не было полным повторением главного объекта, а дополняло его и давало дополнительную информацию.

-11

Все вышеизложенные приемы и «правила» — не более чем моя попытка систематизировать подход к построению пейзажного снимка и выделить элементы, включение которых в кадр позволит сделать его более интересным и запоминающимся. Эти правила можно и нужно комбинировать между собой, чтобы управлять эмоциями и взглядом зрителя. Не стоит воспринимать их как что-то, чему непременно надо следовать, но, я надеюсь, знание этих приемов поможет вам на локации найти свой идеальный кадр и интересно его построить.

Больше интересных статей читайте на сайте Российское фото>>