"Компютерные гансы" и все страхи обывателя в одном путешествии
Сегодня ночью «Оскар». Успела посмотреть третьего из главных фаворитов – «1917». Мне не особенно близка эстетика Сэма Мендеса. Даже в его части «Бондианы» это было ясно, хотя очень люблю фильмы об агенте 007. Но в «1917», с одной стороны, все гораздо лучше, а с другой, все куда хуже.
1) Архетип Одиссея
Герою нужно преодолеть путь, и его значение настолько велико, что исходный пункт и цель оказываются второстепенными. Важна именно дорога. Я тоже Одиссей (путник, исследователь), бродилки мне прописаны. Интересно, что в «1917» «одиссея» помещена в контекст «илиады» – войны. Путником оказывается второй гомеровский архетип – воин.
2) Геймизация до упрощения
Да, понимаю, что сейчас так надо, чтобы привлечь молодую аудиторию. Но весь фильм ты внутри игры-стрелялки. Компьютерные руины города, «гансы» без лиц, сбор артефактов, уровни, препятствия, «бог из машины»… Нда, нельзя перетруждать переживаниями юные умы. И вот налицо конфликт. Кино – это художественная реальность, это априори всамделишность, но она распаковывает более чем настоящие смыслы. В этом и состоит [сейчас будет штамп] великая сила искусства. А когда в одну условность зашивают другую условность, получается подмена – «кино про войну, которая игра». Либо это особенная задача, и для нее нужен другой уровень мастера. Либо у меня не хватило мастерства зрителя.
3) Актерская игра
Ох, друзЪя)) Простите, но эпизод с братом вызвал сначала недоумение, а потом улыбку. В зале и вовсе открыто смеялись. Один из эмоциональнейших моментов превратился в пошлейшую актерскую потугу. До сих пор не могу поверить, что режиссер выбрал такого убогого исполнителя. Думаю, он в конце и сам прыснул от смеха. А Кэмбербетч? Самая унылая степень неправдоподобности от великолепного актера. Пычмууу?
4) Весь фильм одним кадром
Понравилась концепция. Ясно, где были склейки, но это вообще не имеет значения и не влияет на восприятие.
5) Предсказуемый сказочный сюжет
Вызов, герой начинает путь, проходит инициацию, проходит испытания, символически умирает, собирает гешефты, встречает помощников, перерождается, живая и мертвая вода, зов, кульминация, достижение цели. Да, все известно сразу. А когда так, чем берут? Силой метафоры и чудом художника. Но не в этот раз.
6) Напряженность повествования.
Несмотря ни на что эти два часа волнуют. Мне показалось, что в фильме собраны почти все мои (догадываюсь, что и большинства) страхи: не вылезти, не убежать, идти вопреки ужасу, остаться один на один с неизвестностью, река мертвых, отчаяние и безнадежность, или ты – или тебя…
И отдельные страхи:
• из всех возможных вариантов самолет падает именно на тебя
• понимаешь, куда сейчас угодила твоя рука.
7) Очень понравился цвет фильма! И музыка.