Каждый уважающий себя турист, пребывая в Париже, просто обязан посетить Версаль. Но как? В Интернете от Бывалых разные рекомендации. Остановились на самом экономичном и заманчивом. Автобусном. Доехали на метро по линии №9 до конечной станции Pont de Sèvres. По указателю "Château de Versailles" поднялись, как нам было обещано, на платформу одноименной со станцией метро автостанции. А дальше пришлось поволноваться. Автостанция - сильно сказано. Смахивало на обычную автобусную остановку в спальном районе, на которой было установлено несколько билетных терминалов. Конечно же не признававших ни наличку, ни наши банковские карты. Читали, что вроде бы оплату может принимать водитель. Стоимость проезда-2 евро. Платформа была разделена на несколько остановок с указателями номеров автобусов. Подошли к первой остановке. Автобус №171, до Версаля. Подошел быстро. Зашли. По какой-то непонятной нам причине водитель отказался принимать от нас деньги или банковскую карту. Заходившие в автобус оплачивали проезд посредством каких-то карт через терминал водителя. Но нам водитель качает головой, жестами почему-то предлагает пройти к следующей остановке по платформе, где тоже, как оказалось, висит табличка с номером опять таки - 171. В чем разница - так и не поняли. Немного отчаявшись - неужели теряем время - все таки дождались следующего автобуса(подошел быстро), но уже к другой остановке. Зашли. Протягиваем купюру в 20 евро. Готов принять оплату, но у него нет сдачи!?! А у нас мелочью только 2 евро!!! Водитель махнул рукой - проходите. Даже не стал брать имеющиеся 2 евро. Правда я потом вспомнила о некой подзабытой мелочи в своей сумке, и мы полностью расплатились. Но наука на будущее - имейте всегда при себе мелкие деньги!
Поехали. Автобус был практически пустой. С комфортом сели. Время утреннее, будни. Парижские предместья. Краешком - Булонский лес. Современные районы. Чистенько, приятно. Только, подъезжая к Версалю, появилась историческая застройка. По дороге автобус начал заполняться школьниками. Постарше и помладше - с разнонациональными мамами. Муж предложил место маме с малышкой. Наотрез отказалась. В Европе не принято уступать место. Перед Версалем автобус практически опустел. На конечную, Дворцы Версаля, доехали с парочкой таких же как сами. Дополнительным бонусом к поездке явилось то, что автобус подвозит прямо к дворцу. От электрички, как я понимаю. надо еще идти.
Вышли из автобуса, перешли дорогу, и вот он - Дворец!
Ну, а далее была очередь №2 из нашего рейтинга очередей. За №1 -Эйфелева башня - как я уже упоминала в предыдущей статье. Подъехали еще до открытия. Собственно, очередь была только во дворец. Можно было обойтись и без дворца, сразу в парк - без очереди. Простояли около 1 часа. Но это еще ничего. Очередь за нами с каждой минутой удваивалась, утраивалась, извиваясь сначала змейкой, потом закрутилась в спираль. Оглядываясь, мы поняли, что еще легко отделались. Характерно, что в общей очереди стояли и с электронными билетами. Привилегий никаких.
Дворец внутри помпезен и величав. Залы для приема гостей, в отличии от жилых покоев, поражают грандиозностью. Но как-то - это мое субъективное мнение - холодно и равнодушно.
Зеркальный зал. Аналоги есть и в наших дворцах под Санкт-Петербургом. Недаром царь Петр I во время своего визита во Францию, останавливаясь в мае 1717 года в Большом Трианоне, изучал устройство Дворца и парков, которые потом послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива.
Галерея битв.
Прогулявшись по дворцу, пошли в Парк. Необдуманно решили обойти парк на своих двоих. Не учли масштабности парка. В итоге вернулись в Париж с ногами, стертыми до колен. От Дворца можно объехать парк на Веселом паровозике. Идет до Большого Трианона и обратно. Но нас у Трианона на обратном пути прихватить отказался, возможно сажает только от Дворца и обратно.
Верхние цветники с фонтанами.
К сожалению в это время внесезонья нам не удалось увидеть всего великолепия этого шедевра дворцово-паркового искусства. Парк еще не проснулся. Зимующие в оранжереях деревца пока не выставлены на всеобщее обозрение. Их будущее местоположение видно только по разметке. Но, не смотря на это, есть что-то в этой ранней томности нежной листвы, зеленой дымкой окутывающей даль.Что-то молодое,чувственное - как предверие летней зрелости.
Jardins du Château de Versailles
А это фото из Интернета. Jardins du Château de Versailles во всей своей красе.
Parterre du Midi
Parterre d'Eau. Правда, как в театре? Перевод - цветник.
Фонтан Latona Stairs(Escaliers de Latone).
По Partere of Leto(Parterre de Latone) вниз по парку. Справа и слева так называемые Боскеты. Не путать с продуктом KFC. Замкнутые пространства, окруженные стриженными шпалерами из деревьев или кустов, еще их называли «кабинетами» или «зелёными залами». В одном из таких "залов" расположен очень неплохой ресторанчик Brasserie De La Girandole. Проверено!
Вход в Боскет. Напоминает советский мультик "Алиса в Зазеркалье".
Далее по Партеру. Из цветов пока присутствуют только одуванчики.
Боковые Боскеты.
В день посещения нами дворцов Версаля фонтаны в Боскетах работали по непонятному принципу. Т. е. где-то вообще не работали.
Дошли до Басен д'Аполлон(Bassin d'Apollon). Фонтан не фонтанил.
Насытившись официозом, от Bassin d'Apollon решили свернуть направо и прогуляться до Большого и Малого Трианона. А чуть дальше - деревня Марии-Антуанетты (The Queen's Hamlet).
Мимо Беседки Любви. Здесь начинается Королевство Марии-Антуанетты.
Как Вы, наверно, заметили, у каждого Дворца есть эдакая своя изюминка. Изюминка, которая незаметно подкладывается Вам в каждое блюдо. Ненавязчиво внедряясь Вам в голову с каждым Вашим шагом, заставляет не только раскрывать без необходимости Ваш кошелек, но и призадуматься над некоторыми фактами из истории и историческими личностями.
Начиная с Большого дворца, незримо Вас начинает сопровождать образ... Для меня это не Король-Солнце, ни его многочисленные любовницы и любовницы последующих Величеств, в угоду которых вносились каждое изменение в парке.
Это прекрасная чужестранка - Королева Мария-Антуанетта.
Что мы знаем о Марии-Антуанетте? Да, собственно, только то, что этой удивительно милой женщине добродушные, но революционно настроенные французы заодно с супругом отрубили голову. За что? А вот в этом вопросе история средних классов как-то невнятна . Эксплуататоров ругать сейчас не модно. Ну тогда и мы попробуем отыскать Луч в Темном царстве(простите, Королевстве). Мария-Антуанетта, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Оказалась не в том месте и не в тот час. А, именно, имела несчастье сделаться французской королевой и попасть в клоаку версальского двора с его интригами. И попасть под Молот, или вернее гильотину, Великой французской революции.
Вернемся ненадолго назад. Большой дворец. Boutique cour de marbre Версаль.
Целый стеллаж предлагает приобрести Парфюм от Королевы Марии-Антуанетты. Цветочные ароматы.
Далее следуем к Малому Трианону по потаенным тенистым дорожкам. Здесь уже нас незримо сопровождает присутствие нежного как Flëur Марии-Антуанетты.
Малый Трианон (Le domaine de Marie-Antoinette)
Малый Трианон (Le domaine de Marie-Antoinette).
Входит в композицию Французского сада.Изначально строился Людовиком XV для Маркизы де Помпадур. Застала начало строительства дворца, но умерла за четыре года до его завершения, и дворец достался следующей фаворитке — графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте.
Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы. Вики.
Французский павильон(Le Pavillon Frais). Находится напротив Petit Trianon(Малый Трианон). Fabrique de jardin. Построен был как дополнение ландшафтной композиции сада для Людовика XV и Мадам де Помпадур. Служил комнатой музыки, игр и бесед. Считается шедевром баланса между классицизмом и фантазией. Оригинальность его плана заключается в восьмиугольной гостиной комнате, на которой расположены четыре небольших квадратных шкафа, расположенных поперечно. Мария-Антуанетта, став владелицей Малого Трианона, не внесла изменений в Павильон, единственным существенным вкладом во Французский сад стало строительство ее небольшого театра . Очарованная этим милым строением, она даже устраивала там вечеринки.
Сады Марии-Антуанетты.
А дальше попадаем в Деревню Марии-Антуанетты( Queen's Hamlet).
Эта деревенька была построена по прихоти Марии-Антуанетты на месте Ботанических садов Людовика XV. Строения выполнены в деревенском или народном стиле, вдохновленном нормандскими мотивами. Расположены вокруг неправильного пруда, питаемого ручьем, который вращает мельничное колесо. План строительства включал в себя фермерский дом (ферма должна была производить молоко и яйца для королевы), молочный заводик , голубятню, овин , сгоревший во время Французской революции, мельницу и башню в форме маяка. Вокруг каждого строения фруктовый сад или цветник. Самым крупным и самым известным из этих домов является «Дом королевы», связанный с бильярдным домом деревянной галереей в центре деревни. Работающая ферма была близка к идиллической, похожей на модные в те времена мифологические мотивы с невинными пастушками и пастушками. Ферма Королевы. Одной из основных целей hameau было добавление атмосферы к Малому Трианону для создания иллюзии, что он находится в глубине сельской местности, а не в пределах Версальских границ.
Ну что я все о прихотях. Прям подтверждаю обвинения Национального Конвента к Марии-Антуанетте в том, что та была до неприличия транжиркой, участницей сомнительных скандалов (см. неприятную историю об "Ожерелье королевы" ) и пр. Одним словом - иностранка.
Но вот приведу еще некоторые факты из жизни Королевы. Кроме прекрасного наследия, которое мы можем посетить и которым до сих пор любуемся. И которое, кстати, чудом уцелело после предложения революционеров использовать партеры под овощные огороды, а открытые области парка для высаживания фруктовых деревьев. К счастью, эти идеи никогда не были осуществлены; "...однако, сады стали открыты для народа и было привычно видеть как люди стирали своё белье в фонтанах и развешивали его сохнуть на кустарниках рядом..." (Thompson 2006)
Во-первых, Мария-Антуанетта привезла из этой своей Австрии ванну! Настоящую! В которой регулярно мылась, добавляя в воду вкусно пахнущие эфирные масла. Французский двор, использовавший в качестве заменителя водных процедур всевозможные ароматные притирания и тяжелый парфюм, недоумевал. Во-вторых, Мария-Антуанетта заставила всех своих слуг соблюдать неукоснительно те же санитарно-гигиенические нормы. Французский двор задумался!
В-третьих, решила сложные проблемы с излюбленной забавой французских Королей - Фаворитками. В-четвертых, Мария-Антуанетта разбила во дворе Версаля свой личный сад, в котором сама выращивала свои любимые цветы: розы, ирисы и жасмины. Как-то раз она отправилась со своим придворным парфюмером Жан-Луи Фаржоном в свой сад. Стоя среди своих любимых цветов - единственных, кроме себя, о ком она заботилась и которые любила, она повелела парфюмеру сделать духи с запахом ее сада, чтобы гулять в нем, не покидая стен Версаля. Парфюмер создал аромат, который стал последней любовью королевы. Это был очень необычный для того времени аромат, в моде тогда были тяжелые, насыщенные ароматы с пудровым шлейфом. В противовес этому парфюм королевы был мягкой, легкой, чувственной цветочной композицией розы, ириса и жасмина, которые расстилались невероятно сильным шлейфом, будучи "посаженными" на базу из амбры.
Вот и она - та самая Изюминка. Единственное, в чем королева была постоянна - свой неповторимый парфюм. Версальский двор заблагоухал. "Парфюмерный двор Ее Величества" - так стали полушутливо называть Версаль с его, теперь уже ставшими бесконечными, балами прекрасной королевы.
Существует легенда. Что, будучи преследуемая бойцами Конвента, Королева спряталась в укромном местечке, но была найдена по шлейфу своего Аромата.
По слухам рецепт аромата воссоздали. Духи "Le Sillage de la Reine" ("След Королевы") можно купить во Франции. Так как в аромате нужна настоящая серая амбра, флакон 30 мл стоит 1500-8000 евро, в зависимости от качества амбры и дороговизны флакона. Ну и, как я уже говорила выше, в Бутике при Большом дворце предлагается целый ряд Ароматов от Королевы. По ценнику гораздо скромнее.
На этом закончу печальную историю Цветочной Королевы. Пора идти дальше.
После деревеньки пошли обратно к Большому Трианону. Pavillon de Jussieu. Рядом вход в Оранжереи. Дальше за павильон не пошли. Хотя, подозреваю, что там тоже полно укромных романтичных местечек.
Живописное место, ухоженные сады. Ни единого человека.
Тенистая тропинка, заросшая можжевельником, ведет к гроту с блистающими на солнце брызгами воды.
Грот Марии-Антуанетты(La grotte de Marie Antoinette).
Рядом с Гротом беседка - Le Rocher et le Belvédère.
Переходим мостик и попадаем к Большому Трианону.
Трианон (фр. Trianon) — деревня поблизости от Версаля, выкупленная королём Людовиком XIV и прекратившая своё существование в 1668 году. Её земли были присоединены к садам Версаля и именно на этой территории были построены дворцы Большой и Малый Трианон. Вики.
В основном Большой Трианон был любим Людовиком XIV. В первые годы после открытия дворца король посещал его только в дневные часы, а далее, после окончания меблировки, стал ночевать в нем. Все посетители появлялись в Трианоне исключительно по приглашению короля, как правило, на один день. В дальнейшем следующими правителями дворец пренебрегался и постепенно пришел в упадок. В марте 1717 года, уже при Регенстве, во дворце останавливался царь Пётр I.
Утомленные впечатлениями и солнцем мы решили завершить свое знакомство с Версалем. Паровозик, как я уже сказала, отказался нас подвезти обратно. Поэтому из последних сил поплелись к остановке автобуса. Благо при посадке недоразумений с оплатой не возникло, мест было с избытком, народ подсаживался по дороге. Поэтому прибыв в Париж с обновленными силами мы отправились на вечерний Променад.
На город опускались сиреневые сумерки. Через скверик Рене Вивиани(Square René Viviani).
Прогуливаясь зашли в ресторан французской кухни Restaurant Jardin Notre-Dame.
Понравился. Хотя не дешев. Но это и не фаст-фуд. Оно того стоило. Когда захожу впервые в незнакомом месте в незнакомый ресторан всегда беру утку. Почему? Трудно сказать. Фишка такая. Duck интернационален, и, кстати, утку сложно приготовить плохо. Только если будет резиновой. В данном случае утка оказалась великолепной.
Кстати, как выяснилось из двух посещений, его любят русские. Ресторан, не утку. Видели в нем в качестве посетителей своих соотечественников и не одного. Русских там тоже любят. И когда мы туда зашли поужинать вечером следующего дня, нас встретили с почетом как постоянных клиентов. Возможно в этом виновата не гостеприимность, а чаевые, оставленные накануне мужем. Но неважно. Получили как завсегдатаи почетный столик с видом на Нотр-Дам.
Вчерашний официант оттеснил от нас другого подошедшего и с интимным видом склонился над нами. На второй день я уже не стала заказывать банальную утку ( ресторан уже для меня прошел контроль качества), а заказала фуа-гра. А почему бы и нет? Прекрасный теплый вечер, Нотр-Дам, фуа-гра и бокал рубинового вина! Жизнь удалась!
Чего и Вам желаю. Счастливого всем времени суток!