Произошел рост стоимости жилья на 30%.
Стоимость строительства жилья по программе реновации достигает 100 тысяч рублей, а частный застройщик за 72 тысячи строит. И при этом, когда вводили программу реновации, нам обещали, что себестоимость строительства одного квадратного метра примерно 40 тысяч рублей. Вот представьте, куда уходит разница…
Жить придется в скученных многоэтажках, построенных очень плотно, окна в окна, с нарушением, ранее действовавших противопожарных норм озеленения, норм благоустройства, норм инсоляции. Эти нормы отменены в Москве путем введения закона о реновации Москвы.
Инсоляция - норма солнечного освещения, когда солнечный свет попадает в жилую комнату и находится там не менее 3-х часов, сейчас снизили норму до 2-х часов в день. Тогда убиваются вредные микробы, золотистый стафилококк, туберкулез, еще ряд заболеваний уходит.
Там, где высотная застройка превалирует, это страны или города Юго-Восточной Азии, скажем, Сингапур, Гонконг, Тайвань, там очень много солнца, там этой проблемы не существует. Там города находятся рядом с океаном, хорошая продуваемость территории. И там очень высокая плотность населения и мало территорий.
К сожалению, политика городских властей московских и, как мы выяснили, и федеральных властей тоже направлена на то, чтобы застройка была именно высокой и плотной. Вся деятельность и, по сути дела, вся жизнь государства будет сведена в Москву, в «Московию», как уже сейчас называется, в Ленинградскую область и в крупные или крупнейшие города-мегаполисы. То есть, мы по этой формуле, которую предлагает государство, идем к размерам Сингапура, потому что вся остальная территория при этом опустынивается, люди оттуда уезжают. У нас 90% городов численностью меньше 500 тысяч человек находятся в депрессивной ситуации.
Манхэттен – это деловой центр, там, собственно, в основном деловая часть, вся остальная Америка 1–2-этажная. В Америке развиты демократические институты, там застройка идет на поводу мнения населения. Это взаимосвязанные процессы, потому что, когда нормальный человек хочет жить в одноэтажном или двухэтажном доме на природе, власти под это поневоле подстраиваются.
Другая ситуация у нас: получается, как в советские годы, нам навязывают определенные виды застройки некомфортные, и люди ничего не могут сделать. Но раньше это было основано какой-то государственной политикой с точки зрения развития экономики. Например, у нас в Москве было очень развито производство, для производства приглашали людей, так называемых «лимитчиков» из окружающих городов и сел, для которых строилось многоэтажное жилье, это было экономически оправдано. А сейчас в Москве заводы уничтожаются.
Вся Европа застроена жилыми домами этажностью не выше 7 этажей, 4–7 этажей. Если мы посмотрим рейтинг популярности городов по уровню комфорта проживаемости в прошлом году были Вена, Мельбурн, Осака, Калгари – такие города, где высотность не превышает 7 этажей, где количество населения максимум в японском городе 4 миллиона человек, а вообще 1,5–2 миллиона, 2,5 миллиона. В Москве, напомню, официально только 12,5 миллионов человек уже. Москва в этом рейтинге на 68-м месте, и несмотря на это городские власти делают все для того, чтобы город рос в разы. То есть, уровень жизни, комфортность проживания будут снижаться автоматически.
Что нравится людям? Невысокая застройка относительно даже в городах. А вот что касается чиновников, людей, которые принимают решения, вот тут большие вопросы, они заинтересованы в повышении плотности застройки и ставят это целью.
Например, Собянин, выступая 3 года назад на урбанистическом форуме, прямо сказал, что целью ставит увеличение численности жителей города Москвы до 30 миллионов человек! Это огромная цифра! Уже сейчас в Москве и Московской области проживает более 10% от всего населения страны. Например, в Шанхае примерно 9% от всего населения Китая, но Шанхай – это фабрика мира, там такое количество заводов, которые производят очень много, там нужны рабочие, нужно население.
А что эти 30 миллионов человек, приехавшие сюда в Москву, будут делать? А пример китайского Уханя с его коронавирусом сейчас никого не пугает? Вот там аналогичная ситуация: людей собрали, чтобы производить, это центр всех коммуникаций Китая, и вдруг происходит вот такая вещь – коронавирус…
Через 25 лет наступает срок капитального ремонта этого дома, замена коммуникаций. Но в случае с новостройками не только коммуникаций. Коммуникации, крыши меняют в домах старой постройки, которые рассчитывались на 125–150 лет, и это не предел их службы, кирпичные, панельные. Сейчас дома у нас строят по, так называемой энергоэффективной технологии, когда есть монолитный каркас, а наружные стены многослойные энергоэффективные материалы: прессованный кирпич, базальтовая вата, газобетон и так далее. Все это пористые материалы. За 20 лет утеплители теряют свои свойства, стены начинают промерзать. Они специальн делают так, чтобы эти дома нужно было расселять, потому что капитальный ремонт с заменой наружных стен в двадцатипятиэтажке провести без расселения невозможно, да в любом доме невозможно.
Если сюда мы прибавим, что под домами по программе реновации земельные участки теперь не принадлежат гражданам, то, согласно действующим законам, людей можно будет переселять уже из этих двадцатипятиэтажек куда угодно, не в районе их проживания, как сейчас по программе реновации, а в любое место города Москвы, в Новую Москву, поближе к Калуге, например...