Первый подвиг лётчик Пётр Иванович Хара совершил в 1935 году — хладнокровно посадил самолёт с не выпущенными шасси. За него получил именные золотые часы с надписью: «Храброму лётчику от Наркома обороны К.Е. Ворошилова».
Путь в небо
Награждённому было всего 27, а с момента крутого поворота в его судьбе прошло всего три с небольшим. 15 мая 1931 года друзья отметили
23-летие своего однокашника, первокурсника Московского института… овцеводства (ныне — Ставропольский государственный аграрный университет — прим. авт.), донецкого паренька Петра Хары, а 26-го его призвали в ряды Красной Армии. Далее сельскохозяйственное направление деятельности крестьянского сына останется только в воспоминаниях. Комсомольца Хару по призыву «Комсомолец — на самолёт!» направили на учёбу в 1-ю авиационную школу военных лётчиков Красной Армии в Качу, откуда он выпустился младшим лётчиком. И был переведён для прохождения службы в Белорусский военный округ. С ведомого в 4-й эскадрилье быстро стал старшим лётчиком и командиром звена в 107-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й ИАБ.
10 ноября 1935 года подразделение возвращалось из перелёта. С головного самолёта командиром был подан сигнал: «Выпустить шасси». На всех самолётах команда была штатно выполнена, однако на истребителе Хары правая стойка осталась неподвижна. Несколько попыток выправить положение не увенчались успехом. Тем временем, подразделение приземлилось, и лётчики, покинув кабины, пялились в небо на кружащий над аэродромом одинокий «ишачок». Вновь поднявшийся в воздух командир знаками приказал сделать несколько фигур высшего пилотажа. Но и резко сделанные «бочки» не поколебали стойку шасси. Набрав высоту, Хара набрал высоту, убрал левое шасси и перекрыл кран бензопровода. Выработав топливо мотор заглох. Лёгкий истребитель при планировании качало на ветру. Когда до земли остались считанные метры, Хара пустил самолёт в скольжение с левым уклоном, потом элеронами задрал нос и костылём мягко коснулся и заскользил им по свежей пахоте. После 25 метров безногий ястребок припал брюхом на взрытую землю и остановился. Ни самолёт, ни пилот не пострадали.
К этому моменту количество вылетов у Хары совпадало с количеством посадок и приближалось к 1000. 16 ноября о лётчике и его подвиге написала «Красная Звезда».
14 марта 1936 года Хара стал лейтенантом. А в ноябре добровольцем был направлен в Испанию, где до 26 июля 1937 года на И-16 совершил 250 боевых вылетов, иногда делая по 5-6 вылетов в день на прикрытие объектов и сопровождение бомбардировщиков. Итоги его боевой деятельности на стороне республиканцев разнятся. К 18 февраля он лично сбил 3 вражеских самолёта и 2 в группе. По другим данным, по итогам командировки — 5 лично и 11 — в группе.
Указами от 2 января и 4 июля 1937 года награждён двумя орденами Красного Знамени. По возвращении в СССР 8 августа ему присвоено звание капитана. А к юбилею Красной Армии 23 Февраля 1938 года Хара награждён медалью «XX лет РККА».
Роковая посадка
После возвращения из Испании до мая 1938 года командовал отрядом 107-й истребительной авиационной эскадрильи. Затем пять месяцев был помощником командира полка. И до августа 1939-го был инспектором по технике пилотирования бригады. На следующий день после объявления Великобританией и Францией войны гитлеровской Германии, 4 сентября, Харе присвоено звание майора и он был назначен командиром 21-го истребительного авиационного полка. Но командиром пробыл менее двух недель.
16 сентября, за день до вступления во Вторую мировую войну (кто бы мог тогда подумать, что в развязанную бойню на территории 40 государств будут втянуты 62 из 73-х существовавших тогда стран мира, будут задействованы 110 млн военнослужащих, погибнут более 60 млн человек, ещё 40 млн будут ранены и покалечены, а сколько пропадут без вести, окажутся в плену... — прим. авт.) для получения боевого задания с аэродрома Болабасово вылетело три истребителя: И-15 под управлением командира 58-й авиационной бригады одного из двух первых дважды Героев Советского Союза Сергея Грицевца, И-16 помощника командира бригады майора Владимира Китаева и И-16 только назначенного командира 21-го истребительного авиаполка Петра Хары. В 17:45 они дружно приземлились в Мачулищах и направились в Минск на заседание Военного совета Белорусского военного округа.
В 19:07 они стали взлетать, чтобы вернуться в Болабасово. До Борисова ведущим шёл Хара, но когда начало темнеть и видимость резко ухудшилась, звено повёл Китаев. О том, что командиры возвращаются с аэродрома вылета сообщили только в 19:55, когда самолёты стали заходить на посадку. Однако на лётное поле лёг туман, а посадочные огни по приказу военного инженера 2-го ранга Злобенца были сняты с полосы и спешно отправлены для подсветки пристрелки новых пулемётов, устанавливаемых на самолёты И-153.
В кромешной мгле под руководством коменданта аэродрома младшего воентехника Косторного с помощью керосиновых фонарей «летучая мышь» и костров была сделана посадочная разметка полосы. Майор Сергей Грицевец сел с ходу, согласно правилам строго против ветра, рядом с выложенным у левого края горящими фонарями перевёрнутым посадочным «Т». Приземлившись он поинтересовался у дежурного по аэродрому лейтенанта Арсентьева, все ли самолёты сели, и узнав, что он первый, отрулил на нейтральную полосу, чтобы не столкнуться в темноте с самолётами заходящих на посадку товарищей. Это решение стало роковым, поскольку в это время на нейтральную полосу снижался истребитель майора Хары. Пытаясь избежать столкновения с мчавшимся на него И-16, Грицевец дал полный газ, но столкновения избежать не удалось. Винтом истребителя Хары Грицевцу отрубило голову, а сам он получил серьёзные травмы. В тот же момент на ВПП благополучно приземлился майор Китаев. В результате этого происшествия Хара был снят с должности командира полка и отдан под суд. Ещё бы, убил первого дважды Героя Советского Союза.
Жизнь после
Отстаивая свою невиновность, на следствии Хара ссылался на плохие метеоусловия, недостаточную видимость и отсутствие на полосе прожекторов. В сложившейся обстановке он не увидел посадочное «Т» и принял нейтральную полосу за посадочную. Его аргументы получили подтверждение приземлением по ветру. Они были приняты во внимание, и Хару вновь назначили на должность инспектора по технике пилотирования и теории полёта 60-го истребительного авиационного полка, а 25 апреля 1940 года перевели на ту же должность сначала в 92-й,
а затем в 87-й истребительный авиаполк Киевского военного округа,
где он служил до октября, когда получил назначение в 167-й ИАП в Среднеазиатский военный округ, где с октября 1940-го по февраль 1941-го командовал эскадрильей, затем до августа был помощником командира полка, после чего его назначили командиром 352-го ИАП. Шла война, а лётчики полка в глубоком тылу оттачивали мастерство. 30 октября 1943 года по выслуге Хара получил очередное звание подполковника.
С 5 ноября с И-16 лётчиков часть стали переучивать на американские «Аэрокобры» Bell P-39. Лишь в начале 1944 года полк под его командованием перелетел в зону боевых действий 1-го Белорусского фронта, где вошёл в состав 273-й Гомельской истребительной авиадивизии. Против немцев воевал с 28 марта 1944-го на Центральном и 1-м Белорусском фронте до самой Победы. В июле 352-й авиаполк получил почётное наименование «Минский», за овладение городом Иновроцлав Указом Президиума Верховного Совета СССР 352-й авиаполк был награждён орденом Суворова 3-й степени, а его командир — орденом Александра Невского.
***
В 1945-м Хару «по совокупности» наградили третьим орденом «Красного Знамени». 5 июля 1946-го он вышел в отставку и обосновался в Киеве.
Но груз совершённой трагедии не дал встретить даже шестидесятилетие. 17 ноября 1967 года он скончался и был похоронен на Лукьяновском воинском кладбище.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!