193 подписчика

Порочная и великая Вавилония (начало)

145 прочитали

Что мы знаем про Вавилон.

Мне вспоминается всегда песня Бони М "Rivers of babylon" (1978 г).

МЕСТО

Вавилония (Вавило́нское ца́рство)— древнее царство между Тигром и Евфратом, на юге Месопотамии. Сегодня это территория Ирака

Карта откуда-то из сети
Карта откуда-то из сети

На этой территории исторически проживали и проживают семитские народы. К ним относятся и арабы, и евреи (да, они одной группы), и мальтийцы (и кореные жители европейского государства тоже) и много еще кто ( в том числе исчезнувших). У всех у них были общие предки. Согласно библейской версии (именно по этому семитские) - это был сын Ноя: Сим, по версии ученых - общий предок пришел из Африки.

Вавилон сформировали несколько отдельных более древних государств, самыми крупными из которых были -Шумера и Аккады. Именно от них населению Вавилон от них получил смешанный язык, клинопись (письменность на глинненых табличках), основы древних законов и религиозные представления.

Клинопись
Клинопись

Вавилония - это достаточно крупное государство. Нет для древнего мира - это очень крупное государство со значительным количеством городов и жителей.

Красотой Вавилонии и ее столицой Вавилоном восхищался греческий историк Геродот. Он описывал город со стеной высотой в 200 метров (1 локоть =0,5 метров, т.е. 100 метров) Для сравнения 9-ти этажный дом 30 метров. Стены в 27-этажную высотку! Шириной в 25 метров. Здания были 3-4 этажные. Улицы шириной 16 метров. Улицы перекрывались медными воротами.

До сих пор идут споры - сколько же их там жило. Ясно одно, что в одной столице Вавилоне жило от 1 млн человек (если сравнивать с нашим временем - это сверхемегаполис!). Но при этом выглядел он внушительно . Ниже 3d реконструкция.

Дорога шириной 35 метров перед Воротам в Вавилон
Дорога шириной 35 метров перед Воротам в Вавилон

Таким увидеть Вавилон мы можем благодаря немецкому архитектору, преподавателю и археологу Роберту Иоганну Кольдевею (1855-1925 гг). Он с 1898-1917 годы активно доказывал что Вавилон существовал.

Роберт Иоганн Кольдевей (1855-1925 гг) который верил что Вавилон есть
Роберт Иоганн Кольдевей (1855-1925 гг) который верил что Вавилон есть

Нужно правдо отметить что в Берлине в 1899 году был создан Музей Передней Азии. Именно в нем сейчас хранится одна из архитектурных жемчужин Вавилона ворота Иштар

Ворота Иштар  постоины царем Навуходоносора II (ок. 605—562 годы до н. э.)
Ворота Иштар постоины царем Навуходоносора II (ок. 605—562 годы до н. э.)

В 1923 году в Багдаде археологом, шпионкой и путешественницей британкой Гертрудой Белл был создан национальный музей Ирака.

Николь Кидман в роли Гертруды Белл в фильме "Королева пустыни" (2015)
Николь Кидман в роли Гертруды Белл в фильме "Королева пустыни" (2015)

Музей накопил к 20 веку богатейшую коллекцию, в том числе и по Вавилону и это не только огромный комплекс, но и бесценные экспонаты. НО в наше время современные войны внесли свои коррективы.

Часть восстановленного Вавилона к 2000 м годам. Но как это выглядит сейчас большой вопрос. Имеено на развалинах Вавилона американцы в 2003 году устроили военную базу Camp Alpha. После войны в Ираке иракский музей был разграблен (после убийства Садама Хусейна и военных действий только в течении 48 часов мародеры вытащили 15 тысяч экспонатов, что не являлось золотом, просто уничтожали. В целом пропало 170 тысяч экспонатов. 90 тысяч артифактов были расхищены уже американскими солдатами и вывезены в США)
Часть восстановленного Вавилона к 2000 м годам. Но как это выглядит сейчас большой вопрос. Имеено на развалинах Вавилона американцы в 2003 году устроили военную базу Camp Alpha. После войны в Ираке иракский музей был разграблен (после убийства Садама Хусейна и военных действий только в течении 48 часов мародеры вытащили 15 тысяч экспонатов, что не являлось золотом, просто уничтожали. В целом пропало 170 тысяч экспонатов. 90 тысяч артифактов были расхищены уже американскими солдатами и вывезены в США)

Вавилон имел несколько важных достопримечательностей, которые говорили именно о экономической мощи страны

Весячие сады. Это уникальный сложнотехнический ландшафтный дворец с растениями и водопадами. По легенде его построил царь Новуходоносор 2 для своей любимой Амитис. По другой его соорудили еще раньше для царицы Семирамиды. Их описывал вавилонский философ Беросса в 3 веке до н.э. Но все его книги "Вавилонская история" до нас не дошли.

Красивая реконструкция из сети
Красивая реконструкция из сети

Интересно что археологи их не нашли не посредственно в Вавилоне, но были была найдена глиняная табличка с рисунком садов в

Что мы знаем про Вавилон.  Мне вспоминается всегда песня Бони М "Rivers of babylon" (1978 г).  МЕСТО Вавилония (Вавило́нское ца́рство)— древнее царство между Тигром и Евфратом, на юге Месопотамии.-9
Картинка из сети - Весячий сад в Ниневии (8 век до н.э.)
Картинка из сети - Весячий сад в Ниневии (8 век до н.э.)

А это уже воображение художников 19 века

Висячие сады Семирамиды, картина австрийского художника Х. Вальдека, ок. 1900.
Висячие сады Семирамиды, картина австрийского художника Х. Вальдека, ок. 1900.

Мое мнение - что таких садов было несколько. Как и любой ландшафтный парк он требует громандных средств на содержание, а его создание - это показатель роскоши и богатства его владельца.

Вавилонская башня. Сколько в культуре и истории она наделала шума. В истории ее разрушили не однократно в 689 году Ассирийский царь Сеннахирима начал разрушать захваченный Вавилон, затем Александр Великий (Македонский) в 331 году до н.э. приказал остатки разрушить с целью его восстановления (но не успел). Мне почему-то кажется что это уже второстепенная какая-то башня. По мнению современных историков она имела масштабы 91*91*91 метр, но как-то это не вяжется со стенами 100 метров высотой.

В Библии в Ветхом завете легенда о создании и разрушении башни гласит

Бытие 11:1-9

1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле

Эта легенда толкала художников рисовать и башню, и вавилонское столпотворение (творение столпа-башни).

Например:

Питер Брейгель Старший Вавилонская башня (Вена). 1563
Питер Брейгель Старший Вавилонская башня (Вена). 1563
Строительство Вавилонской башни Мартен ван Валькенборх (1535-1612)
Строительство Вавилонской башни Мартен ван Валькенборх (1535-1612)

Атеисты к началу 20 века утверждали, что такого здания в Вавилоне не было. Но именно археологи в центре Вавилона открыли Этеменанки («Дом основания неба и земли») — зиккурат в древнем Вавилоне основываясь на описании Геродота:

В центре участка была башня из массивной каменной кладки, длиной и шириной 1 стадия с каждой стороны (194м), на которую была возведена вторая башня, а на третьей - и так далее до восьми. Восхождение на вершину происходит снаружи по тропинке, которая обвивает все башни. Когда кто-то находится на полпути, он находит место для отдыха и места, где люди могут некоторое время сидеть на пути к вершине. На самой верхней башне находится просторный храм, а внутри храма стоит кушетка необычного размера, богато украшенная, с золотым столом рядом с ним.
Что мы знаем про Вавилон.  Мне вспоминается всегда песня Бони М "Rivers of babylon" (1978 г).  МЕСТО Вавилония (Вавило́нское ца́рство)— древнее царство между Тигром и Евфратом, на юге Месопотамии.-14
Зиккурат Этеменанка («Дом основания неба и земли»)
Зиккурат Этеменанка («Дом основания неба и земли»)

Внутри зиккурата якобы не было ничего (само слово переводится как вершина). Но последний 8 этаж был храмом главному богу. Его описал со слов очевидцев Геродот: внутри было ложе для верховного бога, где по легенде ночь проводила женщина для бога. Само же святилище было рядом с зиккуратом и оно было очень богатым. Статуя (из золота), стол (из золота), скамейка и трон из золота. Все это была на 800 талантов (1 талант 26 кг, т.е. 800*26=20800 кг золота). Рядом находился архив (библиотека глиняных табличек судебными и торговыми решениями).

ВРЕМЯ

Вавилонское царство существовало в период ок 1894 по 2 век до н.э. За 16 веков прошло несколько стадий.

НРАВЫ

В "Апокалипсисе" Иоанна Богослова «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» . Почему такой образ.

Геродот описал странную традицию:

Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться (за деньги) чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с толпой остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: "Призываю тебя на служение богине Милитте!" Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой, отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Женщина должна идти без отказа за тем, кто бросил ей деньги. ...Исполнив священный долг богине, она уходит домой... Красавицы и статные скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. А иные должны оставаться в святилище три-четыре года...
Картина о чем-то другом, но выглядело как-то похоже
Картина о чем-то другом, но выглядело как-то похоже

А теперь об экономической мысли отраженной в законах Хаммурапи

Законы эти были найдены при раскопках в Сузах (столице древнего
Элама), видимо огромную стелу прихватили при какой-то войне.

Хаммурапи (хаммураби) (1810-1750 гг до н.э.) жил в старововилонский период, т.е. на заре формирования вавилонского царства. Правил он тоже 43 года, очень много что умудрился сделать и как полководец, и как правитель.

«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по
древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое
время послужили основой вавилонского права и тем самым дают
возможность восстанавливать многие стороны
социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.

Законы были выбиты на базальтовом столбе и как предполагают устанавливались в центре каждого города.

Законы выбиты на базальте
Законы выбиты на базальте

Приведу некоторые статьи.

Сразу нужно пояснить, что

Человек - это свободный гражданин Вавилона

Сын человека - несовершеннолетний гражданин Вавилона

Мушкенум - сословие людей, которые не были членами общины и не имели своей земельной собственности

Тамкар — богатый торговец или ростовщик, находившийся в то же время на службе царя.

Шамаллум- помощник торгового агента (тамкара), мелкий торговец.

Сикль — 8,4 грамма

Мина — 505 граммов

Шеум (ше) — 0,047 грамма (вес одного зернышка)

Гур — 250—100 литров

Сут — 5 литров

Ка — 0,84 литра

Пан (пи) — 30 (или 50) литров

Статьи о защите собственности

(§ 6)Если человек украл имущество бога или дворца, то
этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит
(§ 7) Если человек купил из рук сына человека или раба
человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо
вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без
свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот
человек — вор, он должен быть убит
(§ 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла,
либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или
дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит
(§ 9) Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою
пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была
обнаружена пропавшая вещь, сказал: «Продавец-де мне ее продал,
при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я
приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», затем покупатель привел продавца, который продал ему эту вещь, и свидетелей, при которых он ее купил, и хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец — вор, он должен быть убит. Хозяин пропавшей вещи может забрать свою пропавшую вещь, а покупатель может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.
(§ 10) Если покупатель не привел продавца, продавшего ему
эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин
пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь,
тогда покупатель — вор, он должен быть убит, а хозяин пропавшей
вещи может свою пропавшую вещь забрать.
(§ 11) Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей,
знающих его пропавшую вещь, то он — лжец, он возвел напраслину и
должен быть убит.
(§ 12) Если продавец умер, то покупатель может взять в доме
продавца сумму иска этого дела в пятикратном размере.
(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека то перед этим проломом его следует убить.
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.
(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.
(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.

Собственность на рабов

(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо
дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо
рабыню мушкенума, то он должен быть убит.
(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или
рабыню, принадлежащих дворцу или же мушкенуму, и не вывел их на
клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и
привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два
сикля серебра.
(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик
должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено,
а затем его должны вернуть его хозяину.
(§ 19) Если же поимщик этого раба задержал в своем доме, а
затем раб был схвачен в его руках, то этот человек должен быть
убит
(§ 20) Если раб убежал из рук поймавшего его, то этот
человек должен произнести клятву вo имя бога хозяину раба, и он
будет свободно отпущен

Аренда и рента

(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не
вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении
необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать
хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то
он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у
его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить,
вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.
(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для
распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом
году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем
вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10
гуров зерна за каждый бур поля.
(§ 45) Если человек отдал свое поле пахарю за арендную плату
и получил арендную плату за свое поле, а затем Адад побил поле
или же половодье унесло урожай, то убыток — на пахаре.
(§ 46) Если он не получил арендную плату за свое поле, то
отдал ли он поле из половины или из третьей доли урожая, поделить
зерно, которое будет собрано на поле, в соответствии (?) с
условиями договора.
(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не
оправдал даже своих издержек, сказал: «Поле я вновь обработаю»,
то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может
обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим
обязательствам.
(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад
побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья
зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть
зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и
проценты за этот год не платить.
(§ 49) Если человек взял у тамкара серебро и отдал
тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему:
«Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и
возьми», то если землепашец вырастит на поле зерно или сезам,
только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут
на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое
он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару
издержки по обработке поля.
(§ 50) Если он отдал обработанное зерновое поле или же
обработанное сезамовое поле, то только хозяин поля может забрать
зерно или сезам, которые будут на поле, а тамкару он должен
вернуть серебро с его процентами.
(§ 51) Если он не имеет серебра для возврата, то он может
отдать тамкару зерно или сезам соответственно его серебру с
процентами, которые он взял у тамкара, согласно царскому
уставу.
(§ 52) Если землепашец не вырастил на поле зерна или сезама,
то его обязательства не должны быть изменены.

А вот по кредитам и займам

(§ 88) Если тамкар дал зерно как процентный долг, то он
может взять за один гур 1/5 зерна как проценты, если он дал
серебро как процентный долг, то за один сикль серебра он может
взять 1/б сикля и 5 ше как проценты
(§ 89) Если человек, взявший в долг под проценты, не имеет
серебра для возвращения долга, а имеет только зерно, то, следуя
царскому уставу, тамкар должен взять в качестве процента 100 ка на 1 гур одним зерном.
(§ 90) Если тамкар откажется и превысит процент в 100 ка
зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и взыщет
повышенный процент, то он теряет все, что дал в долг.
...
(§ 93) (Если тамкар, давший в долг под проценты и получивший
часть суммы долга зерном, в соответствии с тем) сколько он
взял, не указал уменьшения долга и не написал дополнительного
документа, или прибавил проценты к основной сумме долга, то этот
тамкар должен возвратить двойное количество зерна, полученного
им.
(§ 94) Если тамкар дал в долг под проценты зерно или
серебро, и, когда он давал в долг, он дал серебро малой гирей и
зерно малой мерой, а когда получил назад долг, он принял серебро
большой гирей и зерно большой мерой, то этот тамкар теряет все,
что он дал в долг.
(§ 95) Если тамкар дал хлеб или серебро в долг под проценты
без государственного контролера, то он теряет, что дал.
(§ 96) Если человек взял у тамкара зерно или серебро и не
имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое
движимое имущество, то все, что он имеет в своих руках, он может
отдать своему тамкару, как только он это принесет при свидетелях;
тамкар не может отказываться, он должен принять.

Ведение бизнеса и распределение прибыли

(§ 99) Если человек дал человеку серебро в порядке
«товарищества», то прибыль и убыток, которые будут, они должны
поровну поделить перед богом.
(§ 100) Если тамкар дал шамаллуму серебро для продажи и
покупки и послал его в торговое путешествие, а шамаллум в пути
серебро тратил, то если там, куда он отправился, он получил
прибыль, он должен сосчитать проценты на все серебро, сколько он
взял, и дни его они должны сосчитать, а затем он должен уплатить
своему тамкару.
(§ 101) Если там, куда он отправился, он не получил прибыли,
то серебро, которое он взял, шамаллум должен удвоить и отдать
тамкару.
(§ 102) Если тамкар дал серебро шамаллуму без процентов,
а там, куда он направился, он понес убыток, то он должен вернуть
тамкару только капитал.
(§ 103) Если при его продвижении в пути враг заставил его
отдать все, что он нес, то шамаллум должен произнести
божественную клятву, и он свободен.
(§ 104) Если тамкар дал шамаллуму для продажи зерно,
шерсть, масло или всякое другое добро, то шамаллум должен
сосчитать серебро и вернуть тамкару; шамаллум должен получить
документ с печатью на серебро, которон он дал тамкару.
(§ 105) Ecли шамаллум был небрежен и не получил документ с
печатью на серебро, которое он дал тамкару, то серебро без
документа к счету не будет причислено.
(§ 106) Если шамаллум взял у тамкара серебро, а затем спорит
со своим тамкаром, то этот тамкар может перед богом и свидетелями
уличить шамаллума во взятии серебра, и шамаллум должен отдать
тамкару все серебро, сколько он взял, в трехкратном размере.
(§ 107) Если тамкар доверил шамаллуму, а шамаллум вернул
своему тамкару все, что тамкар дал ему, но тамкар отрицал все,
что шамаллум дал ему, то этот шамаллум может уличить тамкара перед богом и свидетелями, и тамкар, так как он со своим шамаллумом спорил, должен отдать шамаллуму все, что он получил от него, в шестикратном размере.

Про обвес и обсчет

(§ 108) Если шинкарка не принимала зерно в качестве платы за
сикеру или принимала серебро большой гирей, или уменьшала
отношение стоимости сикеры к зерну, то эту шинкарку должно
изобличить и бросить ее в воду.

Шинкарка - трактирщица

Оплата труда и трудовая ответственность

(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.
(§ 216) Если это сын мушкенума, то лекарь может получить 5 сиклей серебра.
(§ 217) Если это раб человека, то хозяин раба должен дать
лекарю 2 сикля серебра.
(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию
бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?)
у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны
отрубить кисть руки.
(§ 219) Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом
рабу мушкенума и убил его, то он должен возместить раба за раба.
(§ 220) Если он вскрыл ему бельмо (?) бронзовым ножом и выколол ему глаз, то он должен отвесить серебром половину его
покупной цены.
(§ 221) Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.
(§ 222) Если это сын мушкенума, то он должен заплатить 3
сикля серебра.
(§ 223) Если это раб человека, то хозяин раба должен
заплатить лекарю 2 сикля серебра.
(§ 224) Если воловий или же ослиный лекарь сделал тяжелую операцию волу или же ослу и спас его, то владелец вола или осла
должен заплатить лекарю 1/6 сикля серебра, его наемную плату.
(§ 225) Если он сделал тяжелую операцию волу или же ослу и
убил его, то он должен заплатить владельцу вола или же осла 1/4
его покупной цены.
(§ 226) Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, то этому цирюльнику должны отрубить кисть руки.
(§ 227) Если человек обманул (?) цирюльника, и тот сбрил
рабский знак у чужого раба, то этого человека должны казнить и
повесить у ворот, а цирюльник должен поклясться: «Если бы. я
знал, я бы не выбрил», и он будет оправдан.
(§ 228) Если строитель построил дом человеку и завершил его,
то за один cap дома домовладелец должен ему дать в подарок 2
сикля серебра.
(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу
сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил
хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына
этого строителя.
(§ 231) Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен
отдать хозяину раба за раба.
(§ 232) Если он погубил имущество, то все, что он погубил,
он должен возместить и, так как дом, который он построил, он не
сделал прочно и тот рухнул, он должен также отстроить дом из
собственных средств.
(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.
(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось (?) в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
(§ 235) Если лодочник соорудил человеку судно емкостью 60
гуров, то он должен дать тому в подарок 2 сикля серебра.
(§ 236) Если человек отдал свое судно в аренду лодочнику, а
лодочник был нерадив и потопил судно или погубил, то лодочник
должен возместить судно судовладельцу.
(§ 237) Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его
зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а
этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем
было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и
все, что погубил в нем.
(§ 238) Если лодочник потопил судно человека, а затем поднял
его, то он должен заплатить серебром половину его покупной цены.
(§ 239) Если человек нанял лодочника, то он должен ему
платить 6 гуров зер
(§ 257) Если человек нанял пахаря, то он должен ему платить
по 8 гуров зерна в 1 год.
(§ 258) Если человек нанял погонщика волов, то он должен
платить ему по 6 гуров зерна в 1 год.
(§ 259) Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то
он должен заплатить хозяину плуга 5 сиклей серебра.
(§ 260) Если он украл сошник или же борону, то он должен
заплатить 3 сикля серебра.
(§ 261) Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и
мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров зерна
в 1 год.на в год.
(§ 268) Если человек нанял вола для молотьбы, то его наемная
плата — 20 ка зерна.
(§ 269) Если он нанял для молотьбы осла, то его наемная
плата — 10 ка зерна.
(§ 270) Если он нанял ягненка для молотьбы, то его наемная
плата — 1 ка зерна.
(§ 271) Если человек нанял волов, телегу и ее погонщика, то
он должен платить по 180 ка зерна за 1 день.
(§ 272) Если человек нанял только самое телегу, то он должен
платить по 40 ка зерна за 1 день.
(§ 273) Если человек нанял наемника, то от начала года до
пятого месяца он должен ему платить по 6 шеумов серебра за один
день, а от шестого месяца до конца года он должен платить по 5
шеумов серебра за один день.
(§ 274) Если человек наймет мастерового, то наемная плата
его... шеумов серебра, наемная плата кирпичного мастера — 5 (?)
шеумов серебра, наемная плата ткача — 5 шеумов серебра, наемная
плата гравера —... шеумов серебра, наемная плата... шеумов
серебра, наемная плата кузнеца (?) —... шеумов серебра, наемная
плата плотника —... шеумов серебра, наемная плата сапожника —...
шеумов серебра, наемная плата корзинщика —... шеумов серебра,
наёмная плата строителя —... шеумов серебра за один день oн
должен платить.
(§ 275) Если человек нанял парусное (?) судно, то его
наемная плата — 3 шеума серебра за один день.
(§ 276) Если человек нанял весельное судно, то он должен
платить в качестве его наемной платы 2 1/2 шеума серебра за один
день.

Вот такие законы

Продолжения по теме:

Вавилония: пьянка во время бедствия или как пропить империю

Вавилония: не грабь могилы

Если понравилось подписывайтесь, буду рада лайкам и комментариям...