Найти тему
raouleduke-lawyer

Верховный суд считает незаконной повторную проверочную закупку


Проверочная закупка, совершенная после раскрытия преступления, не может считаться законной и не отвечает требованиям к оперативно-розыскной деятельности, указывает Верховный суд РФ. Высшая инстанция также отмечает, что правоохранительные органы не могут провоцировать подозреваемых на совершение преступлений, пусть даже и с целью выявления противоправных действий. 

Позиция ВС:

ВС РФ проанализировал закон об оперативно-розыскной деятельности, рассматривая жалобу на приговор по делу о незаконном сбыте наркотических веществ. 

В рамках оперативно-розыскных мероприятий и по постановлению о проведении мероприятия «проверочная закупка» у обвиняемого был приобретён героин. На следующий день и ещё через три дня в отношении подозреваемого провели аналогичные мероприятия с участием того же подставного лица. 

Вместе с тем, п. 4 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» «проверочная закупка» предусмотрена как один из видов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, указывает ВС. 

Согласно ст. 2 закона задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

«При этом, как усматривается из материалов дела, действия оперативных сотрудников, связанные с повторным проведением оперативно-розыскных мероприятий в отношении осужденного, не вызывались необходимостью.

Повторные проверочные закупки проводились в отношении того же лица, данные которого были известны, никак мотивированы не были и не обуславливалась целями выявления канала поступления наркотических средств осужденному, а также установления иных лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств», - подчеркивает высшая инстанция. 

В постановлениях о проведении проверочных закупок также не указана конкретная цель их проведения.

Кроме того, сведений о том, что дальнейшее продолжение оперативно-розыскных мероприятий в отношении осужденного принесло новые результаты, в материалах дела не имеется.

«Таким образом, сотрудники (внутренних де)  при подтверждении информации о сбыте наркотического средства уже при проведении в отношении него первой проверочной закупки, что подтверждается имеющимся в материалах дела рапортом оперуполномоченного, имели возможность задержать его и, тем самым, пресечь его действия, однако не сделали этого.

С учетом изложенного, законность проведения оперативно-розыскных мероприятий в виде проверочных закупок вызывает сомнение, поскольку они проведены при отсутствии предусмотренных ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» законных оснований», - подчеркивает ВС.

Он напоминает, что из требований справедливого суда по ст. 6 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» вытекает, что общественные интересы в борьбе против наркоторговли не могут оправдать использование доказательств, полученных в результате подстрекательства со стороны полиции, поскольку таковое с самого начала подвергло бы обвиняемого риску окончательного лишения права на справедливое судебное разбирательство.

Главные тезисы ВС:

-  Оперативно-розыскные мероприятия должны проводиться только по необходимости, повторная закупка не отвечает целям раскрытия преступления (статьи 2 и 6 Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности» «проверочная закупка»). 

«Действия оперативных сотрудников, связанные с повторным проведением оперативно-розыскных мероприятий, не вызывались необходимостью. Повторные проверочные закупки проводились в отношении того же лица, данные которого были известны, никак мотивированы не были и не обуславливалась целями выявления канала поступления наркотических средств осужденному, а также установления иных лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств».

- В постановлениях о проведении проверочных закупок должна быть указана конкретная цель их проведения. В материалах дела должны отражаться сведения о том, что дальнейшее продолжение оперативно-розыскных мероприятий в отношении задержанного принесло новые результаты. В противном случае законность проведения проверочных закупок вызывает сомнение, поскольку они проведены при отсутствии предусмотренных ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» законных оснований».

- Общественные интересы в борьбе против наркоторговли не могут оправдать использование доказательств, полученных в результате подстрекательства со стороны полиции, поскольку таковое с самого начала подвергло бы обвиняемого риску окончательного лишения права на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод»).

В данном деле (http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1807926) ВС отменил осуждение обвиняемого по двум эпизодам о покушении на сбыт наркотиков и прекратил по ним производство за отсутствием в деянии состава преступления.