Найти тему
Birmaflot

Розовый период и первая большая любовь Пикассо

Семья акробатов. Жонглеры, Пабло Пикассо, 1905
Семья акробатов. Жонглеры, Пабло Пикассо, 1905

О раннем творчестве Пикассо и его голубом периоде можно почитать здесь.

В 1904 году Пикассо возвращается из Барселоны в Париж и снимает самое дешевое жилье в Бато Лавуар — «плавучей прачечной». По сути, это был ветхий пятиэтажный барак на крутом склоне холма Монмартр — без электричества и газа, с одним водопроводным краном на пять этажей и одним туалетом на 30-40 человек. В этом месте живут и творят (и пьют, и курят опиум, и чего только не делают) бедные художники. Заветный адресок — улица Равеньи, 13.

В этих бараках Пабло живет впроголодь с 23 до 28 лет, а я не могу найти ответ, как это, настолько верить в свои силы (или любить себя?), чтобы жить в нищете и не сдаваться, веря долгие 5 лет, что это небесполезно. Как не сторчаться и не спиться, когда вокруг "все делают это", а ты рисуешь. И рисуешь. И рисуешь. Фигня в том, что терпение не обязательно что-то дает, и возможно, ты просто умрешь, но возможно — станешь Пикассо.

4 августа 1904 года Пикассо подбирает в грозу бездомного котенка и возвращается в Бато Лавуар. Он сталкивается с промокшей до нитки девушкой и настолько обалдевает от ее красоты, что сует ей котенка. Так происходит знакомство Пабло и его первой сильной любви - Фернанды Оливье (настоящее имя — Амели Ланг).

Как водится в этих проклятых творческих кругах, Фернанда в тот момент немножко жила с другим художником (да и вообще любила всех художников как умела). Но этим же вечером у Пабло и Фернанды завязался страстный роман на 10 лет, а голубой период творчества перешел в розовый.

Фернанда Оливье и  картина «Женщина с грушами. Фернанда», Пабло Пикассо, 1909
Фернанда Оливье и картина «Женщина с грушами. Фернанда», Пабло Пикассо, 1909

Интересно, что всех женщин в мире Пикассо делил на "богинь" и "тряпки", однако рано или поздно художник уродовал своих ранее любимых женщин в портретах и доводил их до нервных срывов, депрессии и самоубийства. С Фернандой дело было так. После романтического периода ахов и охов Пабло стал с ума сходить от ревности и буквально запер ее в Бато Лавуар, не выпуская даже за едой. Впрочем, и выпускать было не надо, так как художник был настолько нищ, что не мог (или не хотел) покупать любимой даже обувь. Напомню, туалет на 30 человек, электричества нет, угля купить не на что, сидишь ты такая прекрасная и читаешь. Кстати говоря, в знак любви Пабло соорудил Фернанде алтарь. Постаментом был деревянный ящик, обитый красной тканью, на котором стоял ее портрет, голубая ваза с искусственными цветами и белая льняная блуза, в которой барышня была в их первую встречу. Такая любовь. Я черт знает, вот стоит ли жизнь с гением таких ночей взаперти. Как по мне, не было бы у этого гения уже волос, ну и я Пикассо даром не сдалась, с другой стороны.

Розовый период (1901-1904)

Характеристики розового периода:

Образы театра и цирка. Жизнерадостные циркачи, арлекины и акробаты — персонажи, с которыми Пикассо знакомился в цирке Медрано около Монмартрского холма. Герои Пабло несовершенны, но они принимают свою жизнь без горьких сетований.
Теплые цвета. Главным цветом становится выразительный жемчужно-розовый.
Игры с формой, например, в "Девочке на шаре". Изящная юная девушка на шаре находится рядом с крупным широкоплечим атлетом на массивном кубе. Красота в синергии противоположностей, девочка и атлет — неделимы: в любой момент фигурка на шаре может потерять равновесие и упасть, но в версии Пикассо атлет обязательно удержит ее. С другой стороны, не будь на картине этой девушки, атлет покажется бесконечно одиноким.

Следующий период Пикассо африканский, и о нем мы поговорим в следующей статье, stay tuned.

Периоды творчества Пабло Пикассо:
Голубой 1901-1904
Розовый 1901-1904
Африканский 1907-1908
Аналитический кубизм 1909-1912
Синтетический кубизм 1912/3-1914
Неоклассицизм 1918-1925
Сюрреализм 1925-1932
Военный 1937-1961