Ближневосточный неолит (ок 10.300 до н.э. - ок 4.500 до н.э.)

Здесь как на дрожжах шло развитие цивилизации, поэтому и неолит тут был намного раньше чем например в Древней Греции. Давайте заглянем в эту страничку истории человечества в нашей статье! Поехали........

Чатал-Хююк, художественная реконструкция.
Чатал-Хююк, художественная реконструкция.

Неолит

Хронология ASPRO — состоящая из 9 периодов система датировки позднего дописьменного периода Ближнего Востока эпохи голоцена (то есть для археологических памятников периода 12000 — 3700 лет до н. э.). Систему ввёл в оборот Дом Восточных и средиземноморских исследований (en:Maison de l'Orient et de la Méditerranée).

ASPRO является сокращением французского термина «Атлас памятников Ближнего Востока», фр. Atlas des sites du Proche-Orient — это название публикации, подготовленной французскими археологами, начало которой положил Франсис Ур), и которую позднее развили такие исследователи, как Оливье Оранш (en:Olivier Aurenche).

Ниже приведена периодизации ASPRO в привязке к археологическим культурам, основным характеристикам и датам:

Здесь как на дрожжах шло развитие цивилизации, поэтому и неолит тут был намного раньше чем например в Древней Греции.  Давайте заглянем в эту страничку истории человечества в нашей статье! Поехали.....-2

Докерамический неолит

Период докерамического неолита (около 7500-6000 гг. до н. э.) можно рассматривать как «почти полный» неолит. К этому времени наблюдается завершение перехода к оседлому образу жизни в домах из саманного кирпича или глины. Теперь дома имеют уже не круглое, как прежде, а четырёхугольное основание. По сравнению с круглыми жилищами, прямоугольные можно было расширять, достраивать или пристраивать друг к другу. Дома могли располагаться вокруг дворика или в шахматном порядке (последний тип характерен для поселений в Джан-Хасан III в Анатолии или в Букросе на среднем Евфрате).

Весьма важную роль играло межсемейное сотрудничество внутри поселений, в котором в ту пору могло обитать до 250—500 человек. Сенсационным для того времени примером межсемейного сотрудничества было сооружение укреплений неолитического Иерихона: по данной причине Иерихон обычно считается первым в истории городом, хотя хронологически и методологически это неверно. Также в Иерихоне обнаружены ярко выраженные следы патриархата: черепа предков сохранялись, а на них налеплялись изображения лиц из глины.

М.а. Они жутковато выглядят (черепа), поэтому я и не добавил их сюда. Но вы можете найти их в поисковике "Черепа Иерихона".

Деревни с четырёхугольными домами, культивация травянистых и овощных растений, разведение коз, баранов и свиней (а позднее также коров) характерны для докерамического неолита B в Сирии и Палестине, а также Чайоню и Джафер-Гююк в предгорьях Тавра, Джармо в Курдистане, Тепе-Гуран в Луристане и Али-Кош в Хузистане.

На поселениях положительно отразились новые тенденции (собственность на средства производства и их передача по наследству): если общины натуфийской культуры занимали площадь в 0.2-0.3 гектара, то в докерамическом неолите A их площадь увеличивается до 2-3 гектаров, а в докерамическом неолите B — до 10 гектаров. В то же время, существовали и относительно отсталые центры: Бейда (Beidha, в Иордании) представляет собой поселение людей, хотя и ведших оседлый образ жизни, но в значительной степени зависевших от охоты. В пустыне Негев и Иудейской пустыне всё ещё существовали сезонные поселения охотников. Поселения были совершенно автономными, однако контакты между ними расширялись и иногда покрывали большие расстояния, требовавшиеся для экспорта таких материалов, как строительный камень, металлы, раковины. Развивается торговля обсидианом (из Анатолии и Армении), раковинами из Средиземного, Красного моря и Персидского залива.

Керамический неолит («полный неолит») и кризис VI тыс. до н. э.

Период 6000 — 4500 гг. до н. э. обычно называется «полный неолит» или «керамический неолит». Полный переход экономики к натуральному хозяйству (земледелие и скотоводство) сопровождается новыми ремесленными технологиями: ткань (которая хотя и не сохранилась, но существование которой доказывается отпечатками на керамике и наличием специфических инструментов для её изготовления, таких, как пряслица), керамика (в частности, керамика стала возникать в окрестностях Загросских гор — она засвидетельствована в Ганджи-Даре и Тепе-Гуране), а также кованая медь (в Чайоню, вблизи крупных залежей в Эргани-Маден). Также отмечается явное усовершенствование и специализация существующих технологий (наконечники стрел, серпы, инструменты для обработки кожи, резки и забоя животных).

Зоны влияния различных археологических культур среднего халафского периода, 5600-4500 гг. до н. э. (размеры Персидского залива показаны по состоянию на 3000 г. до н.э):
Зоны влияния различных археологических культур среднего халафского периода, 5600-4500 гг. до н. э. (размеры Персидского залива показаны по состоянию на 3000 г. до н.э):

Керамика начинает играть важную роль, в особенности в связи с расширением культивации злаков. Однако метод хранения зерён в крупных керамических сосудах-пифосах появится лишь в последующую эпоху: пока что зерно хранится в ямах, которые забрасывают, как только там заводятся насекомые. Керамика используется скорее для приготовления пищи и как посуда (реже — для жидкостей).

Довольно редко встречаются каменные сосуды. По-видимому, были распространены также сосуды из дерева и плетёной лозы (а также плетёные циновки), однако ввиду недолговечности материала свидетельства их существования немногочисленны.

Каменная индустрия постепенно выходит из употребления: исчезают как макролиты, известные со времён палеолита, так и более поздние микролиты, вошедшие в оборот в эпипалеолите. На данном этапе сохраняются и всё ещё широко распространены наконечники стрел, скребки и шила для обработки кож, серпы для сбора травянистых растений, лезвия для забоя скота и разделки туш. Не сохранились многочисленные деревянные инструменты (или рукоятки), которые наверняка использовались в сельском хозяйстве.

Лезвие с задней кромкой. Микролит (др.-греч. μικρός — малый, λίθος — камень) — миниатюрное каменное орудие, которое использовалось человеком, начиная с позднего (верхнего) палеолита, наиболее характерно для мезолита, менее — для неолита, но встречается даже в бронзовом веке. Чаще всего микролиты изготавливались из кремня, представляли собой различные сечения призматических пластинок и имели размеры от нескольких миллиметров до 3 сантиметров. Микролиты были обнаружены по всей территории Европы и Азии.
Лезвие с задней кромкой. Микролит (др.-греч. μικρός — малый, λίθος — камень) — миниатюрное каменное орудие, которое использовалось человеком, начиная с позднего (верхнего) палеолита, наиболее характерно для мезолита, менее — для неолита, но встречается даже в бронзовом веке. Чаще всего микролиты изготавливались из кремня, представляли собой различные сечения призматических пластинок и имели размеры от нескольких миллиметров до 3 сантиметров. Микролиты были обнаружены по всей территории Европы и Азии.

Животноводство специализировалось на разведении собак (которые использовались как для защиты домов, так и для охоты), коз и овец (которые давали шерсть и молоко, но требовали сезонных перегонов), свиней (которые росли довольно быстро), крупного рогатого скота (дававшего молоко, и выращивание которого не требовало перегонов) и ослов (которых пока ещё выпасали в стадах, но уже начали использовать как рабочий скот).

Поселения начинают распространяться с подножий холмов на Иранское и Анатолийское плато, и наконец люди заселяют Месопотамскую равнину.

Экономика в указанный период основана почти исключительно на земледелии и скотоводстве. Земледелию во многом способствует искусственная ирригация. Возникает размалывание зёрен, улучшаются методы долговременного хранения пищи: обжаривание зёрен снижает их способность к прорастанию и облегчает удаление шелухи. Тем не менее, наряду с выращиванием окультуренных растений сохраняется собирательство (в том числе моллюсков и ракообразных) и охота.

Поселения всё ещё являются автономными, однако начинает формироваться более сложная региональная система: расположению поселений на более близком расстоянии друг от друга способствовали новые технологии культивации, которые сильно повышали урожай и приводили к уменьшению площади отдельных поселений.

Жилища в этот период — только четырёхугольные, выполненные из смеси глины и соломы, в ряде мест встречаются сооружения из каменных или деревянных блоков или кирпичей. Поселения имеют достаточно разбросанную планировку и занимают ненамного большую площадь по сравнению с прежними. Как правило, в каждом поселений жило несколько родов (широких семей) или даже только одна.

В ходе раскопок поселений того периода не обнаружено явных признаков социального расслоения, или по крайней мере в указанный период оно не было заметным. Почти все жилища имели одинаковый размер и конструкцию, а обнаруженные различия были минимальными. Можно предположить, что руководство хозяйством находилось в руках главы рода или старейшин.

В первой половине VI тыс. до н. э. наступает фаза застоя или кризиса, о чём свидетельствует заметное уменьшение археологических материальных свидетельств. Возможно, кризис был связан с периодом засухи, вызванной климатическим изменением.

Погребальные обряды и религиозные верования

Религиозные представления на данной стадии основывались на двух хорошо заметных в археологическом контексте культах: предков и плодородия (не только человеческого, но также животного, и растительного).

Культ предков, по-видимому, был связан с зарождением патриархального строя. Погребения совершались под полом дома, зачастую имели место вторичные подзахоронения. Представляют интерес погребальные дары в виде пищи в амфорах (что указывает на веру в загробную жизнь), а также нанесение красной охры на тело умершего (Ф. Феделе предполагает, что охра символизировала «восстановление крови»). Иногда черепа отделялись от тела, после чего на них из глины воссоздавалось лицо, а в глазницы вставлялись раковины (Иерихон, Палестина, V тыс. до н. э.). Погребальные дары чаще всего включали (насколько позволяло материальное состояние умершего) сосуды из камня или дерева, украшения и застёжки из кости, каменные орудия, нередко выполненные с большим искусством.

Красная охра
Красная охра

Как символы плодородия следует рассматривать изображения женщин с гипертрофированными показателями сексуальности — ягодицами и грудью (подобные знаменитым палеолитическим Венерам, которые возникли намного раньше в Западной Европе) и изображения животных, также символизирующие репродуктивность. Как считает М. Ливерани, люди того времени могли видеть некоторую аналогию между посадкой семян с последующим урожаем, с одной стороны — и погребением мёртвых и рождением нового населения, с другой.

Судя по отсутствию специфически культовой архитектуры (а также отсутствию иных публичных сооружений, вроде дворцов или общих складов), религиозность распространялась на низовом, семейном уровне. Специализированное жречество, скорее всего, отсутствовало. Религиозные представления, по-видимому, связаны сохраняемыми головами и алебастровыми куколками, отголоски которых известны в иудейской мифологии как терафим или голем.

Анатолийский памятник Чатал-Гююк (в частности, слой VI B, который датируется около 5900 г. до н. э.) представляет собой богатую картину культовой жизни. Здесь места ритуального значения были непосредственно соединены с жилищами. Этот факт, наряду с их количеством, указывают на то, что религия и культ были делом частным и семейным. Жилища были декорированы алтарями с бычьими и человеческими черепами, украшенными бычьими рогами, что, возможно, указывает на наличие тотемного культа. Также быки изображались на стенах, которые также украшались клювами грифов и нишами.

Отношения в обществе: война и торговля

Плотность поселений была низкой: в ходе неолитической «колонизации» оставались незаселёнными крупные территории, предназначенные для охоты или собирательства. Предполагается, что конфликты между поселениями были редки: в обнаруженных при раскопках предметах оружия отсутствует специализация на охотничьи и военные. Отсутствуют признаки наличия политической и культурной элиты общин, которая в ту эпоху могла вообще отсутствовать. Единственные различия, которые можно установить между общинами — это не мотивированные средой обитания культурные различия, например, в декорации керамики.

Что касается торговли, то, как указывалось выше, уровень неолитических технологий не позволял поддерживать транспортировку большого количества материалов, а тем более пищи. Предметами торговли были драгоценные материалы (в масштабах той эпохи). Можно реконструировать основные трассы торговли обсидианом благодаря его различному химическому составу в разных местах происхождения (в частности, различное содержание бария и циркония). Обсидиан с высоким содержанием бария и низким — циркония добывался в Анатолии (современные местности Агигёль и Чифтлик) и обеспечивал потребности всего региона Таврского нагорья. Обсидиан с низким содержанием бария и высоким — циркония перемещался через Бугрос (по Евфрату в районе возвышенности Хабур) в места от окрестностей озера Ван (Немрут-Даг) до Бейды (Beidha) (к югу от Мёртвого моря). Из Немрут-Дага обсидиан отправлялся в нижнюю Месопотамию (Тепе-Гуран, Али-Кош, Убейд). С острова Мелос близ Греции обсидиан поступал в Анатолию (Хаджилар).

В этническом плане ближневосточный неолит представлял собой зону взаимодействия племен афразийской и синокавказской групп языков, которые являлись носителями гаплогрупп J и G.

Основные культуры

Если первоначально экологические ниши имели небольшой размер, то по мере распространения технологических достижений (вместе с одомашненными растениями и животными) они стали охватывать всё большие территории, в частности, нагорье Анатолии и плато Ирана, а также побережье рек Месопотамии.

Доисторическая Анатолия

В целом, в период «зарождающегося производства» только зона южного предгорья Тавра была вовлечена в процесс технологического и социального развития. Впоследствии, в эпоху «полного неолита», неолитические культуры перешагнули через горный перевал в направлении севера, однако северная часть Анатолийского полуострова оставалась необитаемой и покрытой лесами.

Наиболее древний и широко известный памятник развитого неолита — протогород Чатал-Гююк (около 6500-5500 лет до н. э.), состоящий из 14 культурных слоёв, где обнаружены каменные орудия, керамика (в том числе неокрашенная), а также крупная культовая площадь. Раскопано около трети жилых строений Чатал-Гююка, что занимает территорию размером 600 х 350 м. Среди других известных анатолийских памятников того же периода следует упомянуть Хаджилар и Джан-Хасан (4900-4500). Слои последнего соответствуют слою I Хаджилара. В Джан-Хасане обнаружены однокомнатные здания, смежные друг с другом: внутренние колонны укрепляют стены, занимая немалую часть домашнего пространства. Керамика — красная роспись по кремовому цвету. Позднее начинаются эксперименты с многоцветной керамикой, возможно, под влиянием халафской культуры с востока. Ещё один памятник, попадающий в сферу влияния халафской культуры — это Мерсин. Его слой XVI (4500-4300 г. до н. э.) содержит лощёную многоцветную керамику. Там же обнаружена своего рода «крепость», напоминающая крепость неолитического Иерихона, что, возможно, указывает скорее на согласованную межсемейную деятельность, чем на единый центр управления.

Доисторическая Палестина и Левант

В центральной части современной Сирии располагался Библ, игравший важную роль с неолита по бронзовый век. Палестина, в связи со своим маргинальным положением среди месопотамских цивилизаций, отставала от них в своём развитии (например, дома всё ещё имели круглую форму, за единственным исключением Иерихона на севере Палестины), хотя уже на этой стадии в Сирии и Палестине распространяются овцы. С другой стороны, в то время как в VI тыс. до н. э. месопотамские культуры испытывали кризис, в Палестине и Сирии наблюдается подъём.

В керамическом неолите в Сирии и Палестине существовал ряд местных культур:

  • Рас-Шамра на побережье верхней Сирии (остатки керамики которой соответствуют характеристикам культурных слоёв A, B и C амукской культуры; эта культура прошла через те же этапы кризиса, что и халафская культура).
  • зона вокруг Библа (долина Бекаа, Дамаск).
  • зона палестинской возвышенности (Мунхата в долине реки Иордан); что касается южной Палестины (Негев и Иудейская пустыня), то она в тот период была почти безлюдной.

Предгорья Загроса

Жители предгорий стали перемещаться в низовья на месопотамскую равнину.

Загрос. Снимок из космоса. Загро́с (перс. زاگرس) — крупнейшая горная система современного Ирана. Некоторые отроги Загроса простираются также на территорию Ирака и Юго-Восточной Турции.
Загрос. Снимок из космоса. Загро́с (перс. زاگرس) — крупнейшая горная система современного Ирана. Некоторые отроги Загроса простираются также на территорию Ирака и Юго-Восточной Турции.

Верхняя Месопотамия

Первая керамическая культура данной зоны — Умм-Дабагия. Затем развивается халафская культура, которая распространяется на средней фазе своего развития по всей Месопотамии и даже дальше, вплоть до Средиземноморья: это максимальная экспансия, известная для керамического неолита.

Нижняя Месопотамия

Эта территория, которая раньше была болотистой и почти непригодной для жизни, пока там не были постепенно проведены работы по осушке и прокладке каналов (которая началась в указанный период), стала постепенно заселяться. Возникает важная культура Эриду (известная также как древний Убейд), которая со временем охватит территории, где позднее возникли Шумер, Аккад и Элам. Эта культура характеризуется главным образом изготовлением керамики, однако лишь в слоях 15-17 (около 5000 г. до н. э.) археологи впервые обнаружили следы того, что позднее назвали «урбанистической революцией»: здания (пока что маленькие) исключительно культового назначения.

Одновременно с возникновением Эриду в Хузистане продолжается местная культурная традиция, представленная, в частности, такими памятниками, как Мохаммад-Джафар и Тепе-Сабз (наследники Али-Кош). Процесс формирования культуры Эриду пока неясен: возможно, его следы погребены под аллювиальным слоем, или же эта культура пришла из иных мест, например, из Хузистана. В Эриду натуральное хозяйство было основано на ирригационном земледелии и рыболовстве.

Хузеста́н (перс. خوزستان — Xuzestân) — остан на юго-западе Ирана. Граничит с останами Илам на северо-западе, Лурестан — на севере, Исфахан — на северо-востоке, Чехармехаль и Бахтиария и Кохгилуйе и Бойерахмед — на востоке, с Ираком — на западе. С юга омывается водами Персидского залива. Площадь — 64 055 км², население — 4 274 979 человек. Административный центр — город Ахваз. Название Хузестан, что означает «Страна хузов», происходит от названия племени хуз, населявшего эту землю до основания Ахеменидской империи.
Хузеста́н (перс. خوزستان — Xuzestân) — остан на юго-западе Ирана. Граничит с останами Илам на северо-западе, Лурестан — на севере, Исфахан — на северо-востоке, Чехармехаль и Бахтиария и Кохгилуйе и Бойерахмед — на востоке, с Ираком — на западе. С юга омывается водами Персидского залива. Площадь — 64 055 км², население — 4 274 979 человек. Административный центр — город Ахваз. Название Хузестан, что означает «Страна хузов», происходит от названия племени хуз, населявшего эту землю до основания Ахеменидской империи.

Дальнейшим развитием культуры Эриду является памятник Хаджи-Мухаммад близ Урука: эта культура развивается на территории от Эриду на юге до окрестностей Киша (точнее, Рас эль-Амия), пересекает Тигр и около Чога-Мами встречается с последней фазой халафской культуры. Фаза Хазине в Хузистане также является вариантом культуры Хаджи-Мухаммад. По сравнению с существовавшей в то же время халафской культурой нижняя Месопотамия опиралась на ирригационное производство злаков и на разведение крупного рогатого скота (в Рас эль-Амия их кости составляют 45 % всех найденных костей животного происхождения), что соответствовало экологическому контексту, весьма отличному от халафского.

На этой базе развивается убейдская культура, которая становится двигателем культурной унификации Ближнего Востока и которая представляет собой своего рода паузу в переходе от неолита к энеолиту (то есть в целом она была неолитической с точки зрения своего быта и технологий, однако в обиходе постепенно появляются металлические изделия, выполненные скорее путём ковки каменным молотом, чем при помощи собственно металлургических технологий). И напротив, халафская культура испытывает кризис и исчезает по недостаточно ясным пока причинам.

Прочие территории Ближнего Востока

На окраинах Месопотамии, как было видно выше на примере Палестины, возникли другие культуры, технологически относительно отсталые по сравнению с самой Месопотамией. Некоторые из этих культур испытывали притяжение к Ближнему Востоку, однако присутствовали в зонах, менее благоприятных для земледелия, как культуры Загросских гор (Тепе-Джан и Далма-Тепе), культура Хирокития на Кипре (где представлены круглые дома докерамического неолита). На более дальнем расстоянии от Месопотамии располагались другие известные культуры эпохи неолита: фаюмская культура A Египта, культуры Эгейского моря, Иранского плато (Тепе-Сиалк), Закавказья и Центральной Азии.

Итак мы узнали какой был неолит на Ближнем Востоке, вот если честно мне было очень интересно. В общем представление о том, какие процессы шли в ближневосточном неолите, у вас теперь есть. На этом наша статья заканчивается, ставь лайк, подписывайся и прочитай другие статьи на канале. Удачи тебе, друг!

Также у нас есть и другие статьи о периоде неолита:

Неолитическая Греция ( 6800 до н.э. - 3200 до н.э.)
Неолит Иберийского полуострова (ок 6000 до н.э. - ок 2500 до н.э.)
Неолит на территории Франции (ок 4500 — 1700 гг. до н. э.)