Найти в Дзене
Злой Бублик

Почему размер монитора имеет значение?

Сразу внесу поправку с технической точки зрения: значение имеет не просто размер монитора, а его разрешение. Но об этом позже. Сейчас о сути вещей. Часто при просмотре объявлений о продаже недорогих видеокарт или системных блоков с таковыми, вы можете видеть уже набившую оскомину фразу "тянет любые игры!". Хитрость эта примитивная, но очень популярная у недобросовестных продавцов. Основана она на том, что покупатель-новичок совершенно не в курсе, что "пойдет" или не "пойдет" игра будет зависеть не только от видеокарты, но и от монитора, на который выводится изображение. И уже вот тут нам не обойтись без технических нюансов. А теперь - монитор! С точки зрения обывателя есть два типа монитора: большой и маленький. Максимум кто-то сможет еще назвать диагональ: 17, 19, 22 и т.д. дюйма. Но все это второстепенно. Основное значение имеет не диагональ монитора, а его разрешение. Чтобы понять, что это такое, проведу краткий ликбез. Картинка на мониторе пре
Не только размер имеет значение, но и разрешение
Не только размер имеет значение, но и разрешение

Сразу внесу поправку с технической точки зрения: значение имеет не просто размер монитора, а его разрешение. Но об этом позже. Сейчас о сути вещей.

Часто при просмотре объявлений о продаже недорогих видеокарт или системных блоков с таковыми, вы можете видеть уже набившую оскомину фразу "тянет любые игры!". Хитрость эта примитивная, но очень популярная у недобросовестных продавцов. Основана она на том, что покупатель-новичок совершенно не в курсе, что "пойдет" или не "пойдет" игра будет зависеть не только от видеокарты, но и от монитора, на который выводится изображение. И уже вот тут нам не обойтись без технических нюансов.

А теперь - монитор!

С точки зрения обывателя есть два типа монитора: большой и маленький. Максимум кто-то сможет еще назвать диагональ: 17, 19, 22 и т.д. дюйма. Но все это второстепенно. Основное значение имеет не диагональ монитора, а его разрешение. Чтобы понять, что это такое, проведу краткий ликбез.

Картинка на мониторе представляет собой не цельное изображение, а сеточку-табличку из очень маленьких точек (пикселей), из которых и формируется изображение. Определенное количество точек располагается по горизонтали, определенное - по вертикали. Соотношение кол-ва точек и есть разрешение: 1366х768 точек, 1600х900 точек, 1920х1080 точек. Понятно, что чем из большего количества точек состоит картинка, тем она качественнее и реалистичнее. Однако, с ростом количества точек возрастает нагрузка на главного "производителя" красивой картинки - видеокарту.

Так выглядит картинка на мониторе при сильном увеличении. Сетка из пикселей.
Так выглядит картинка на мониторе при сильном увеличении. Сетка из пикселей.

Судите сами: 1366х768=1 049 088. Это означает, что ваша видеокарта должна обрабатывать более 1 миллиона точек. А при разрешении 1920х1080=2 073 600 уже более 2 миллионов! Это не проблема для любой видеокарты, но только если речь идет о статичном изображении, вроде рабочего стола. Но любая игра - это именно динамичная среда! Движется ваш персонаж, движутся тени, движется вода в реках и облака в небе. И видеокарте в доли секунды (чем быстрее - тем лучше, иначе будут заметны рывки) приходится "пересчитывать" и обновлять картинку на мониторе. И из чем большего числа точек состоит картинка, тем больше вычислительных ресурсов карты требуется для обработки и плавного вывода картинки на экран. Такая вот арифметика, очень упрощенная и опускающая многие детали, чтобы суть была понятна новичку.

Теперь вернемся к заголовку статьи - почему размер монитора имеет значение. Потому, что как правило, с ростом размера монитора увеличивается его разрешение. Так, у маленьких мониторов на 19 дюймов, разрешение редко превышает 1366х768. Для 20 дюймов чаще всего разрешение составляет 1440х900 либо 1680х1050, ну, а мониторы на 22 дюйма и выше, как правило, производятся в FullHD-исполнении 1920х1080 либо 1920х1200. И чем выше разрешение вашего монитора, тем больше приходится трудится видеокарте для вывода плавной и красивой картинки. Для примера возьмем игру Fallout 4, запущенную на видеокарте GTX 670 2Gb GDDR5. Для чистоты эксперимента меняем только разрешение, все прочие настройки установлены на "ультра"

Как видите, для маленького монитора и низкого разрешения недорогой видеокарты порой хватает за глаза, а вот для крупного монитора ее сил уже может быть недостаточно. В результате, покупатель, купивший дешевую видеокарту (системный блок) и подключивший к ней (нему) большой монитор с высоким разрешением, может полностью разочароваться от игрового процесса: либо картинка будет сильно дергаться и тормозить, либо придется в настройках игры снижать разрешение и другие настройки, что, зачастую, превращает красивую современную игру в некое подобие Тетриса.

За сим пока все. Без лишних соплей и церемоний. Всем приятных покупок и комфортного гейминга!