Найти тему
Ксения Яковец

Это должен прочесть каждый родитель

Книга — ключ к взаимпониманию
Книга — ключ к взаимпониманию

Закончила «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер и Элейн Мазлиш.

Книга понравилась мне намного больше, чем все другие «воспитательные».

Она долго раскачивается, но потом начинается такой вал дельных упражнений и советов, что я еле успевала записывать.

Некоторые (но далеко не все!), запомнившиеся мне, тезисы:

НОРМАЛЬНО злиться и показывать это, если ребёнка при этом не обижаешь.

Похвала должна быть соразмерна возрасту и без указания на прошлые промахи.

Похвала должна быть описательной и конкретной. «Вижу, все вещи лежат на своих местах. Приятно зайти», а не «Хороший мальчик! Наконец убрал комнату». Позже, в период конфликта, у ребёнка часто забирают «хорошего мальчика», обозвав плохим, но чувство гордости за проделанную работу отобрать нельзя.

Саморезализующиеся ярлыки — роль, которую невольно начинает играть ребёнок, из-за наших бесконечных «какой ты упрямый» и «вечно мотаешь мне нервы». Если человека 10 раз назвать свиньёй, то он захрюкает, это ясно.

Иногда лучше писать записки, чем в истерике повторять одно и то же.

Никаких наказаний! Пункт сложный для нашего постсоветского восприятия, конечно. Смысл наказания в том, чтобы ребёнок осознал своё поведение. Но он НИКОГДА этого не делает. Он либо мстит, либо в следующий раз пытается не быть пойманным, либо винит и ненавидит себя, либо считает, что если «отбудет» наказание, то заплатит за то, чтобы делать то же самое дальше. Но никогда не осознаёт вину!

Вместо наказания:

— выразить резкое неодобрение без оскорблений «Мне не нравится когда ты опаздываешь!»

— сформулировать свои ожидания «Я жду, что ты будешь приходить вовремя!»

— позволить ощутить последствия «Ты опоздал на вкусный ужин, сделай себе бутерброд. И торта не осталось»

Если дома конфликт на одной и той же почве, то эффективно решать проблему вместе, выписав варианты выхода из ситуации и поочередно с ребёнком вычёркивая неподходящие. Оставшееся одно решение ребёнок будет воспринимать как совместное и постарается ему следовать.

Чем повторять, что надо погулять с собакой или вынести мусор, лучше использовать ОДНО слово «Собака!» или «Мусор!». Это воспринимается, как напоминание, а не как навязчивая просьба. Не использовать в качестве такого слова имя ребёнка.

Уф! Словом, да, очень советую. Понравилась как текстовая , так и аудиоверсия.