Найти тему
Ясно Понятно

Правительство хаоса. Счетная палата разгромила работу Медведева

Оглавление

Reuters
Reuters

Счетная палата (СП) провела аудит работы правительства Дмитрий Медведева в 2017-2019 годах. Ведомство Алексея Кудрина признало: система стратегического планирования в России практически отсутствует. Как следствие, при реализации нацпроектов и госпрограмм царил хаос, что отражалось на качестве их исполнения.

Но правительство в России уже другое: в Белом доме трудится «цифровой кабинет министров» во главе техногиком Михаилом Мишустиным. Сможет ли он навести порядок с государственным целеполаганием, планированием и реализацией этих планов? Даем правительству добрый совет, как наладить управление страной.

Бессвязных планов громадье

Счетная палата отметила наличие проблем на всех уровнях системы, пишет «Коммерсант». При анализе планов прямо подчиненных Белому дому 17 министерств, 4 федеральных служб и 3 агентств выяснилось, что из 525 показателей нацпроектов и федеральных проектов 45% (236 показателей) «не включены в планы федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)».

С госпрограммами ситуация еще хуже - из 1263 показателей программ и подпрограмм в планах исполнительной власти не упоминается три четверти (74%, 935). Проще говоря, чиновники наплодили тысячи целей и перспективных показателей, но не удосужились включить их в программу реализации.

Дошло до того, что даже майский указ президента не включен в закон о стратегическом планировании, как и вся система нацпроектов.

СП констатирует грустные факты: горизонты планирования министерств и их подведомственных госорганов не совпадают, отсутствуют «увязки между стратегическим и текущим планированием», контроль правительства за исполнением планов является слабым и в этой системе отсутствует обратная связь.

В общем, все это хорошо описывается одним словом - «бардак».

Задачи без решения и ответа

Управление министерствами и ведомствами и оценка их эффективности не связаны с достижением национальных целей, утверждают аудиторы СП. Счетная палата предлагает разработать методику оценки влияния органов власти на нацпроекты и проводить ее во время правительственного часа. А также наладить механизм сбора информации об удовлетворенности общества работой чиновников.

Но все это звучит совсем неубедительно. Чиновники и правда часто не заинтересованы в том, чтобы заниматься нацпроектам. Но не потому, что они саботажники, а от того, что решить поставленные перед ними задачи просто невозможно.

Вот, например, новый глава Минэка Максим Решетников в соответствии с майским указом президента должен нарастить темпы роста российской экономики до среднемировых к 2024 году. Но тут Владимир Путин выходит и говорит: уже к 2021 году должно состояться мощное ускорение ВВП. С 1,3% в 2019 до 3,5% через два года. Как это будет делать Минэк? Правильно, никак.

Верните Косыгина!

Проблема российского управления видится не только в несогласованности действий министерств и ведомств и слабом контроле, но и в том, что стратегические цели выглядят недостижимыми. В итоге министры устанавливают ориентиры сами себе, кое-как их достигают, а госстратегия живет где-то в своей вселенной, над которой вполне библейски витает дух президента.

Но, может быть, все же свести как-то в одно «хотелки» и возможности, собрать какую-то понятную систему целеполагания и реализации стратегий, наладить контроль, обратные связи?

Может, пятилетний план принять? Нормальный, без всяких проектных офисов и нацпроектов? Как при Алексее Николаевиче Косыгине. И на этот план натравить шустрых цифровых технократов из молодого правительства, которые это все сумели бы при помощи современных технологий формализовать и добиться результата. Может и жить тогда станет не то чтобы сильно лучше, но хотя бы проще и понятнее.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для канала