Занимательные эффекты: объясняем феномены нашей психологии

А вы не задумывались, почему одна покупка заставляет нас делать множество других? Например, при покупке обеденного стола мы понимаем, что нужны стулья, скатерть, новые тарелки, веселые салфетки и т.д. Почему одна новая вещь требует траты на другие?

Суть этого феномена объясняет Владимир Марковский во вчерашнем выпуске "Прожектора восприятия" - называется этот эффект в честь философа Дени Дидро. Дело в том, что именно после появления у него нового красного халата, философ понял, что был хозяином старого халата и стал рабом нового. Вот и понимайте, как хотите, но все же Дидро со своим халатом был прав - мы становимся заложниками спирали потребления, приобретая вспомогательные товары для своих новых вещей.

А вы не задумывались, почему одна покупка заставляет нас делать множество других? Например, при покупке обеденного стола мы понимаем, что нужны стулья, скатерть, новые тарелки, веселые салфетки и т.д.

Еще один интересныйф эффект - эффект Бенджамина Франклина. Другими словами - почему сделав добро человеку один раз, мы хотим помогать ему снова и снова, особенно, если чувствуем искреннюю благодарность. Наверняка, ответ кроется на поверхности: человек может быть нам просто симпатичен и наоборот, мы не делаем (или нехотя делаем) добро тем, кто вызывает в нас неприязнь.

Этот феномен психологии изучался Бенджамином Франклином (да-да, именно тем, кто изображен на зеленых банкнотах), он понял, что люди будто бы сближаются после того, как кто-то из них сделал добро другому.

А вы не задумывались, почему одна покупка заставляет нас делать множество других? Например, при покупке обеденного стола мы понимаем, что нужны стулья, скатерть, новые тарелки, веселые салфетки и т.д.-2

И, наконец, еще один занимательный эффект, на котором строятся многие психологические, фантастические или детективные фильмы - эффект Манделы. Крайне интересный и загадочный феномен - его суть в том, что люди массово помнят искаженную версию какого-либо события. Что это? Внешнее воздействие? Провалы в памяти? Или события просто напросто не было?

Эффект возник сравнительно недавно, когда люди начали массово обсуждать кончину политика Манделы. Подавляющее большинство считало, что он умер в тюрьме в 80-х годах, пользователями сети даже припоминались выпуски новостей, где сообщалось о смерти общественного деятеля. На деле же мужчина умер в 2013 году на свободе, а не в тюрьме.

В чем же причина? Вероятнее всего, ответ заключается в том, что люди стали более активно пользоваться интернетом и распространять ложные сведения по Сети. Причем человек, который эти фейковые новости распространяет, может быть полностью уверен в своей правоте, ведь его мозг воспринимает событие ошибочно с самого начала.

Так, сейчас в сети очень много примеров эффекта Манделы: люди путают месторасположение гор, рек, городов, не знают, как точно выглядят произведения искусства, каким цветом те или иные вещи (история с сине-черным или золото-голубым платьем).

А вы не задумывались, почему одна покупка заставляет нас делать множество других? Например, при покупке обеденного стола мы понимаем, что нужны стулья, скатерть, новые тарелки, веселые салфетки и т.д.-3

О других загадках человеческой психологии и истории слушайте в передаче "Прожектор восприятия" каждую среду и тогда, быть может, вы начнете более точно понимать какие-либо свои решения и действия.

Всего хорошего!