Действительность такова, что с каждым годом становится всё больше и больше детей с аутизмом. Хотя, кто-то утверждает, что таких детей не становится больше, а просто сейчас стали чаще ставить такой диагноз. Так или не так это, однозначно утверждать не берусь. Знаю одно, в школе, в которой обучается мой сын, в 90 годы были только 2 аутиста (братья близнецы), а сейчас в каждом классе по 8-10 человек (сколько ещё их в наших коррекционных школах учится?).
Диагноз, поставленный ребенку, обычно звучит как гром среди ясного неба и обескураженный родитель или родители остаются один на один с возникшей проблемой. Что дальше делать? Куда и к кому бежать? Как побыстрее вылечить эту болезнь? Как воспитывать и обучать ребенка с таким диагнозом? Как человек, прошедший уже определенные жизненные этапы и имеющий некоторый опыт, решила написать несколько статей, посвященных воспитанию и обучению детей с РАС.
Я уже опубликовала статьи:
"Как я учила цвета с сыном аутистом".
"Подготовка к школе ребенка с аутизмом (делюсь своим опытом)"
В данной статье я расскажу, как наш сын научился читать.
У нас была такая интересная история.
Мы посмотрели фильм "На Байкал" и он сыну так понравился, что тот начал его без конца пересматривать. Однажды мы находились в одном магазине около кассы и мой сын начал повторять "на Байкал, на Байкал, на Байкал...". Сначала я не могла понять, чего он хочет, а потом увидела на кассе приклеенную картинку с надписью "Байкал Банк".
Так мы поняли, что наш ребенок может запоминать слова целиком.
Вообще, я за то, чтобы родители внимательно наблюдали за своими детьми и понимали в какой период можно начинать обучать его различным вещам. Мы на тот момент поняли, что можем научить своего ребенка таким образом запоминать слова. Отмечу,что все наши занятия были в радость ребенку и интересны. Скорее это он нас побуждал к таким занятиям, а не мы его.
Мы завели большой блокнот, в котором начали писать разные слова. Начали с самых простых: мама, папа, баба, деда, кот. Мы писали эти слова, а потом водили его пальцем по словам и громко их прочитывали. Через какое-то время мы проверяли, как сын запомнил слово: писали его, а сын говорил, что это за слово. Убедившись, что слово он запомнил, мы переходили к новым словам. Опять же хочу сказать, что сын воспринимал всё это как обычную, простую игру. Вот так мы и играли в слова.
Конечно, меня волновал вопрос: а правильно ли мы делаем? Ведь мы сами нащупываем какие-то подходы для занятий со своим необычным ребенком. Но нам повезло пообщаться с Анной Битовой из ЦЛП в Москве (в момент, когда она приезжала в наш город и мы попали к ней на консультацию) и ей я задала свой вопрос. На что Анна Львовна ответила, что нужно продолжать "в том же духе", если ребенок сам пришел к этому, то в таком порядке и надо учить его читать.
Также у нас был такой опыт, что мы приобрели самоклеящиеся буквы и наклеили на всю мебель в квартире названия. Ходили и читала слова: зеркало, шкаф, дверь и т.д. Но потом я допустила ошибку: на глазах сына оторвала одну букву, чтобы заменить её другой и после этого сын оторвал все буквы со всех поверхностей😔
Также как один из вариантов для подобного обучения очень хорошо подойдут умные карточки. Я уже упоминала в одной статье такие картинки, которые обязательно должны быть подписаны.
Дело в том, что у аутистов (у большинства) лучше развито зрительное восприятие и зрительный анализ. Они больше информации получают благодаря зрению, а не слуху. Поэтому нужно поменьше голосовой информации и побольше визуальной.
Когда сын пошёл в 1 класс, нам, все же, пришлось начать учить буквы и слоги. Потом мы наблюдали такое явление: те слова, которые ему знакомы, сын читал целиком, а слова незнакомые старался прочитать по слогам. Сейчас он в 4 классе и читает тексты бегло целыми словами.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на мой канал.