Во всякой вещи скрыт узор, который есть часть Вселенной.
В нем есть симметрия, элегантность и красота –
качества, которые прежде всего схватывает
истинный художник, запечатлевающий мир.
Фрэнк Герберт «Дюна»
В детстве у многих была чудесная игрушка – калейдоскоп. Заглянув в окуляр, наблюдатель мог видеть как причудливо складываются мозаичные композиции, как стремительно меняются они от неосторожного движения руки. Нечто подобное, только совершенно статичное, неизменное, можно разглядеть в некоторых круглых бриллиантах: удивительный узор из «сердец и стрел», например.
Бриллиантовое кольцо Legends of Africa от Vanleles
Термин «сердца и стрелы» используется, чтобы описать визуальный эффект, возникающий в круглом бриллианте. Если рассматривать камень при определенном освещении, то со стороны калетты видны очертания «сердец», а со стороны площадки – «стрел».
Сбалансированные пропорции, прекрасная оптическая симметрия и особый узор граней характерны для этой разновидности огранки.
Впервые «сердца и стрелы» появились в середине 1980-х в японских бриллиантах и стали одной из важнейших дизайнерских особенностей. Все те камни отличались гармоничными пропорциями (за основу была взята модель Марселя Толковского), великолепной симметрией и имели наивысшую оценку качества огранки от японских геммологических лабораторий.
David Morris, кольцо Lotus, закрывающее все фаланги пальца
Специфическая схема расположения граней и определенные пропорции обеспечивали появление удивительного узора «сердец и стрел».
Не смотря на всю привлекательность, этот рисунок представлен менее, чем в 1% из всех ограняемых в мире бриллиантов. Но и 1% составляет достаточно весомую группу, учитывая общее количество добываемого алмазного сырья.
Почему же доля камней с этими красивыми чертами не растет? На пути победносного шествия запоминающегося орнамента стоит ряд существенных препятствий.
Серьги из коллекции Fireworks, Gismondi
Дело в том, что на создание «сердец и стрел» уходит в три раза больше времени, а потеря драгоценного материала при этом значительно превышает стандартные расходы. Кроме того, процесс требует специальных инструментов высокой точности и 100-кратного увеличения. Необходим также более строгий контроль на протяжении всех стадий огранки. Как следствие, себестоимость готового камня существенно увеличивается.
Узор нельзя разглядеть невооруженным глазом, нужно специальное устройство (H&A viewer), позволяющее анализировать симметрию, контраст и расположение граней с разных точек. При осмотре на бриллиант, как правило, направляется источник белого и цветного света под разными углами, чтобы правильно осветить нужные грани.
Chopard, помолвочное кольцо с бриллиантом в форме «сердце»
В начале 1990-х годов «сердца и стрелы» начали появляться в Америке. На тот момент эти камни значительно превосходили установленные в местных лабораториях критерии и стандарты оценки.
GIA составила отчет о новых образцах, в котором бриллианты описывались как камни «идеальной круглой формы, с площадкой 55-57%, средними либо тонкими рундистами, великолепной симметрией и полировкой». В то время о подобном уровне огранки в США не слышали, и камней такого класса попросту не существовало.
Dior, колье Diorama из коллекции Archi
Ряд геммологических центров выработали стандарты узора и даже указывали его наличие в отдельной графе сертификата на бриллиант (HRD (Hoge Raad voor de Diamant), IGI (International Gemological Institute), WTOCD (Wetenschappelijk Technish Onderzoeks Centrum voor Diamant) и другие).
Высокое качество и высокая стоимость помещает бриллианты, снабженные «сердцами и стрелами», в премиальный сегмент рынка драгоценных камней.
И все же, наличие «сердец и стрел» не является гарантом того, что такой бриллиант будет самым блестящим и искрящимся из всех существующих. Безусловно, его огранка оценивается как «превосходная», а блеск и «огонь» высоки, но могут найтись и более привлекательные для обычного глаза камни из этой же категории качества.
David Marshall, пусеты из коллекции Forget Me Not: 70 круглых бриллиантов общим весом 0,93 карата в белом золоте
Многие в бриллиантовой индустрии считают что маркировку «сердца и стрелы» можно присваивать далеко не всем имеющим этот рисунок камням: одного узора не достаточно, нужно, чтобы узор был идеален и вписывался в единые стандарты, которые еще только предстоит выработать.
Дело в том, что большинство бриллиантов, c отметкой в сертификате GIA «превосходная огранка» или оценкой «0» («идеальная») согласно сертификату American Gem Society будут иметь некое подобие узора «сердец и стрел», хотя рисунок может быть не вполне совершенным.
Колье от Tiffany & Co, вдохновленное эпохой Ар-деко,
из коллекции 2015 года Masterpieces
В настоящее время международная геммологическая лаборатория GIA не проводит градацию узоров, хотя некоторые сертификаты выпускаются с отметкой о наличии у бриллианта «сердец и стрел».
Противоположной «сердцам и стрелам» считают огранку «passion cut». Собственно «стрел» в этой форме не наблюдаются: ими пожертвовали, чтобы поймать больше света, возвращенного из центра бриллианта. Огранка делит восемь основных павильонов на дополнительные плоскости, увеличивая общее число граней с 57 до 81. Ее цель – усилить блеск и замаскировать включения.
Вариации огранки круглого бриллианта, создающие определенный узор входят в группу модифицированных огранок. Модифицированные круглые бриллианты позволяют учитывать размеры и формы исходного алмазного сырья. Преобразования проявляются в увеличении общего количества граней, изменении некоторых линий симметрии, в разделении определенных фасет на части и создании новых узоров. Но в целом большинство модификаций выглядят почти также как стандартный круглый бриллиант.
К модифицированным огранкам можно также отнести, например King (86 граней и 12 уровней симметрии), Magna (102 грани и 10 уровней симметрии), изобретенные в компаниях Нью-Йорка…
…и Hight-Light, созданная бельгийским огранщиком M. Westreich с 16 дополнительными гранями, поровну распределенными между короной и павильоном.
К иным модификациям, создающим необычные узоры можно отнести: Star, Star 129, Zircon, Portuguese, Jubilee, Needle Brilliant, Solasfera, Trap Brilliant и ряд других. Все эти огранки отличаются количеством и расположением граней. Некоторые из них (Star, King и Magna например), считаются устаревшими и почти не используются.
Wylde Flower Diamond – еще одна модификация, цветочный дизайн, созданный Nicholas Wylde. Глядя через площадку камня можно разглядеть небольшой прекрасный цветок. Великолепный узор образуется благодаря 81 идеально ограненной фасете.
Выбирая камень, важно помнить, что любой из перечисленных узоров можно увидеть только с помощью специального оборудования. Поэтому, если по другим характеристикам (качество огранки, цвет, чистота, каратность) бриллиант устраивает вас, его внешний вид кажется приятным и привлекательным, стоит прислушаться к внутреннему голосу и приобрести такой камень, пусть даже он не обладает скрытым ото всех особенным рисунком.
Ожерелье, созданное Valerie – дизайнером и основателем компании Messika: 446 бриллиантов для общей ткани украшения и «груша»,
массой 4,01 карат в качестве акцента
Продолжение следует…
OlyS специально для Lumerie