Часто родители, которые приходят ко мне на консультацию, удивляются, узнав, как важно младенцам постоянно слышать живую речь. Что значит живую? Это когда родители, склонившись над крохой, эмоционально говорят ему добрые слова, рассказывают о своих чувствах и в целом о мире. Заметьте, телевизор в фоновом режиме и песенки в колыбельке – это не речь. Такая информационная нагрузка наоборот воспринимается как шум и раздражитель. Именно когда люди из ближайшего круга разговаривают с малышом, в его психике запускаются важные процессы.
Новорожденный попадает в этот мир таким крохотным и беззащитным существом. И кажется, этот малыш ещё ничего не понимает и не осознает. Но это маленькое создание уже чувствует самое главное – он чувствует, когда его любят. Ещё находясь в утробе матери, крохотный человек уже умеет отличать мамин голос от тысячи других, ласковый тон от грубого. Даже в животе малыши радуются, улавливая родной голос. Потому так важно с первых дней жизни разговаривать с ребенком. Даже если думаете, что он еще такой несмышлённый.
Многим, наверняка, может показаться, что со стороны очень глупо выглядят беседы с малышом в пеленках. Но такие разговоры – огромный вклад в эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка, а также в развитие его речи.
Дети, с которыми много разговаривали в младенчестве, легче осваивают речь, быстрее начинают говорить. Дело в том, что в первый год жизни у малышей формируется пассивный словарный запас. Если родители постоянно разговаривают с младенцем, он запоминает звучание слов, позже начинает понимать их смысл. Малыш запоминает артикуляцию при произношении тех или иных звуков. В дальнейшем это способствует тому, что ребенку проще воспроизводить звуки.
Проводились исследования, которые подтвердили, что младенцы очень восприимчивы к речи. В более старшем возрасте дети могут понимать и воспроизводить речь из раннего детства, даже если позже она не дублировалась. Зафиксированы билингвистические случаи, когда дети начинают говорить на другом языке, который, например, слышали исключительно в младенчестве.
Точно так же и наоборот. Дети, лишенные постоянного общения в младенчестве, в дальнейшем существенно отстают от норм развития. Речь у них запускается позже, и способность понимать и анализировать также появляется с запозданием.
В первый год жизни, у детей развивается 20% мышления. Очень важно в этот период дать малышу как можно больше сенсорных впечатлений. Именно речь – главное звуковое сенсорное впечатление. И она должна быть не сюсюканьем: «Ути какой холёсенький». Важно с первых дней знакомить кроху с правильной речью, не коверкая слова, не замещая их вымышленными.
Возьмите за правило ничего не делать молча. Рассказывайте малышу обо всех манипуляциях, что производите. Например, переодевая ребенка эмоционально озвучивайте: «Сейчас мы снимем кофточку, давай вытащим правую ручку, вот мы вытащили правую ручку! Теперь вытащим левую ручку, вытащили левую ручку! А теперь ложись на правый бочок, я уберу кофточку, и наденем новую!» Разумеется, новорожденный не будет выполнять ваши просьбы: ложиться на бочок, подавать вам ручку. Но он слушает речь, с развитием мышления слова закрепляются за определенными объектами и действиями.
Хорошо сопровождать ежедневные уходовые действия потешками и пестушками. При умывании, купании, переодевании. Читайте короткие, ритмичные стишки, когда делаете малышу легкую гимнастику и массаж.
Подборку потешек я приводила здесь: Потешки для младенцев
Разговаривайте с младенцами, это крайне важно для их гармоничного развития!