Задумывались ли вы когда-нибудь что для вас значит экзотика? Какой вообще смысл вкладывают в это понятие русские люди? Есть ли у экзотики какие-то конкретные атрибуты, которые однозначно скажут вам- вот это экзотическое, а это нет.
Я никогда не задумывалась об этом, и надо сказать, была крайне удивлена посетив выставку Александра Цикаришвили в галлерее Ovcharenko.
Правда желание поскорее убежать из этой галлереи у меня тоже было, и не только у меня, но я осталась и это оказалось крайне познавательно и интересно.
Художники все время ищут инсайты, логичные или не очень причины сложившихся культурных парадигм.
Цикаришвили интересовал вопрос восприятия экзотики и в своих размышлениях он пришёл к выводу, что экзотичное-это обратная сторона национального. Логично в общем-то, ничего инсайдерского.
Но...почему интерес все таки к экзотическому остаётся?
Если посмотреть на любые проявления «экзотики» можно однозначно утверждать, что она всегда безмолвна. Вырвана из контекста. Мы, зачастую, даже не догадываемся что это все значит- кольца на шее, пластины в нижней губе, соломенные юбки и раскрас. При этом создание экзотического контекста эксплуатирует желание новизны, иного, неопознанного, при этом жестко ограничиваемое рамками национального культурного контекста.
Пожалуй большинство будет не в восторге если в России тут и там будут появляться общины с сильно иным культурным складом, ходить по улицам городов в национальных одеяниях с кольцами на шее и ритуальном раскраске.
Но художник решил смоделировать ситуацию, в которой всеядная русская культура поглотила экзотическое и выдала гибрид, обладающий атрибутами нескольких культурных пластов. В котором «вечные» и «незыблемые» образы стали выглядеть по крайней мере необычно и забавно.
Первое впечатление, которое производит выставка - неприятное.
Грубые материалы, грубые формы. «Выставка из грязи» подумала я про себя и хотела уйти, но сознательно остановила себя, потому что уже имела опыт такого впечатления.
В таких случаях я действую по принципу «останься и ответь себе на вопрос что тебя тут раздражает»
Надо сказать, что через 5 минут раздражение проходит и ты начинаешь «видеть». Видеть абсолютно русские, знакомые, национальные атрибуты вмешанные в экзотическую кашу. Какие-то вещи, образы, поведенческие принципы.
Образ бабушки, лук в капроновых чулках, части советских игрушек.
Кстати иностранцы не переводят слово бабушка- оно так и звучит babushka, потому что это не слово, и не обозначение родственных связей - это национальный и культурный символ.
В конце концов я поняла что меня и тех 20 несчастных, которые вылетели из галлереи не пробыв и 2-х минут раздражало - именно попытка посягательства на это неприкосновенное, национальное, своё, свящённое практически.
Ощущение, что кого-то важного и нужного пленили, увезли на далекий остов и мучаю там.
Я полагаю что примерно тоже самое чувствуют представители «экзотических» культур глядя на «упакованную» на русский, американски и какой угодно лад, экзотику, имеющую вековой культурный подтекст и смысл на их родине.
Надо сказать это отрезвляет. Да.
Не стану советовать ее всем, но людям с хорошим бэкграундом в современном искусстве может понравится.
Адрес галлереи OVCHARENKO: ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический переулок 1/8с6
Выставка идет до 3 марта.
Стоимость билета: Бесплатно
В следующих статьях я расскажу о выставке художника, который проводит заранее обреченные на фиаско художественные эксперименты (вот и эта статья, нажмите чтобы прочитать) и о выставке художника, который для создания своих работ вдохновлялся эротическими фильмами (нажать чтобы прочитать).
Ну а если Вы хотите знать какие еще интересные выставки проходят в Москве подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться)
Ставьте 👍👍 и напишите мне в комментариях сходили бы на такую выставку?