Найти в Дзене

Размышление о коронавирусе, Инстаграме и бессмертии в эпоху постмодерна.

Коллаж на основе Яндекс Картинки.
Коллаж на основе Яндекс Картинки.

Пока одна часть населения, судя по всему, собирается мумифицироваться путем обертывания туалетной бумагой, а другая часть яростно глумится в социальных сетях, хочется взглянуть чуть шире, и выявить некоторые архетипические сюжеты в резком массовом помешательстве.

…Но много нас еще живых, и нам

Причины нет печалиться…

А. Пушкин «Пир во время чумы»

Сильнее самого явления, пугает момент неизвестности связанный с ним. Страх неизвестности лежит в основе любой религии, а мотив обретения бессмертия - вольная трансформация религиозных идей - можно обнаружить в сказках любого народа Земли.

О страхе неведомого устами Гамлета говорил и Шекспир:

…Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет…

У. Шекспир «Гамлет» Акт III сцена I

Таким образом, страх смерти является самым насущным воплощением страха неизвестного. А единственный способ противостоять неведомому - сосредоточить все внимание на знакомых и понятных предметах и явлениях. Если обратиться к фантастической литературе, можно обнаружить, что среди самых фантастических пейзажей, непостижимых расстояний и причудливых форм всегда есть знакомые предметы, благодаря которым фантастическое делается еще фактурнее, а «реальное» более реальным.

Любое хобби - от сбора марок до вышивания крестиком - есть ни что иное, как противостояние неизвестности и маскировка бессмысленности (в глобальном плане) существования.

Вот и в условиях противостояния коронавирусу, в силу элемента неопределенности, сопутствующего пандемии, скупка туалетной бумаги - в расширительном смысле - никак не отличается от сбора марок. В самом деле, нет никакого рационального объяснения потребительской истерии. Предположим, что покупатели сметают заветные рулоны из страха, что другая часть покупателей, подвергаясь истерическим настроениям скупит все запасы и возникнет дефицит. Но ведь извините за подробности, водоснабжение никто не перекрывает. А если отлучат воду, то бумага станет продуктом явно не первой необходимости. Однако водой запасаться никто не спешит. Следовательно, скупка бумаги и гречки - лишь способ «задекларировать» свое существование, вариант борьбы с боязнью неведомого, метафорическое желание достичь сказочного бессмертия.

Другим, более доступным отражением желания бессмертия является Инстаграм. Востребованный и удобный, тешащий самолюбие и создающий иллюзию развития, Инстаграм предоставляет массу инструментов, позволяющих сосредоточить внимание на «реальном», и, тем самым преодолеть страх смерти и забвения. Благодаря Инстаграму мы вкушаем иллюзию бессмертия. Но есть в арсенале социальной сети инструмент, работающий совсем наоборот! Так называемые сториз хранятся ровно один день. Запечатленные моменты жизни, радостные события, поздравления обрекаются нами на забвение через 24-часа.

Отсюда, подобно тому, как желая сохранить туалетную бумагу мы способствуем ее исчезновению, желая сохранить воспоминания о событии через сториз, мы способствуем скорейшему забвению этого события. И только философы-постмодернисты посмеиваются, вспоминая Жана Бодрийяра.