Есть такой термин в бизнесе как менторство.
Это когда опытный человек-ментор, достигший больших успехов в бизнесе и обладающий исключительными знаниями в какой-то сфере, берет под своё «крыло» менее опытного человека «стартапера» и делится с ним своими знаниями, становится наставником для него. Собственно менторство в переводе с английского и есть наставничество.
Так вот наставничество широко распространено в бизнесе, однако такого института на этапе обучения в школе/колледже у нас в России никогда не существовало.
И вот в конце прошлого года Министерством Просвещения был подписан приказ об утверждении методологии наставничества в школах (общеобразовательные организации) и колледжах/лицеях (средне-профессиональное образование).
Какие же задачи и цели ставятся на программу наставничество, рассказываю.
- Прежде всего наставничество должно улучшить показатели школ/колледжей по образовательным программам;
- подготовить учеников к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности; Звучит хорошо, ибо мне кажется, что у выпускника школы нет никакого понимания, что делать дальше по жизни. Я сужу конечно по себе и своему поколению, когда мы выпускались из школы. Возможно нынешние выпускники уже в 90% процентах знают чем хотят заниматься, но у нас в начале 2000х молодёжь была ещё крайне расплывчата в представлениях о будущем.
- раскрыть личностный и творческий потенциал учеников;
- создать комфортную среду для развития и повышения квалификации педагогов;
- формирование сообщества вокруг образовательной организации.
По результатам реализации вышепоставленных целей ожидается, что результат должен быть следующим:
- улучшение результатов учеников как в образовательной сфере, так и в культурной и спортивной, развитие коммуникативных навыков;
- рост числа обучающихся уже профориентированных на будущее. То есть низкая информированность учеников о перспективах выбора вектора развития и карьерных возможностях должна быть исключена. Это как раз то, о чем я выше написала, раньше мы представления не имели что делать после школы. Теперь задача выпускать учеников с четким вектором дальнейший действий и выбранной профессией.
- улучшение психологического климата как среди преподавателей, так и среди учеников, вследствие чего искоренение низкой мотивации к учебе и плохой успеваемости.
- формирование устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом; здесь имеется ввиду то, что лучшие и самые успешные ученики, не должны терять связь со школой/колледжем. Они делятся своими знаниями и опытом с новыми учениками уже в роли наставников, помогают своим школам возможно какой-то благотворительной деятельностью и прочее.
- развитие программ талантливых обучающихся;
- трудовая неустроенность молодых специалистов должна быть минимизирована с целью удержания молодых трудовых кадров в регионе. Эта задача одна из сложно выполнимых, потому, что сложно удерживать молодежь в регионе, если рабочие места в какой-либо сфере будут отсутствовать. Утечка ценных кадров в данном случае неизбежна.
- и многое, многое другое.
Раскачка на создание наставничества и нормального его функционирование я думаю будет очень долгой, так как сам процесс его выстраивания трудоёмок.
Если тезисно по пунктам, то налаживание и создание наставничества выглядеть будет примерно так.
- программа рассчитана на детей от 10-19 лет.
- школа/колледж будет входить в данную программу и информировать об этом как преподавательский состав так и родительское сообщество, в том числе самих учеников. Путём анкетирования будут выявлены желающие принять участие в программе как со стороны учеников, так и со стороны преподавателей. К слову для преподавателей участие в наставничестве может быть мотивировано как нематериальными благами, в виде грамот и благодарностей, так и материальными в форме надбавки к зарплате.
- далее встречи с успешными выпускниками и бизнесом с целью информирования о том, что они могут вступить в программу и стать менторами школ/ одаренных учеников.
- Наставники и наставляемые будут оцениваться, для того, чтобы впоследствии можно было сравнить результаты работы программы. Наставники (в том числе преподаватели) могут также проходить обучение/повышение квалификации с целью повышения уровня профессиональной подготовки.
- Потом будут встречи наставников и наставляемых, формирование пар, «рабочие», хотя правильнее будет написать «учебные» встречи, потому что мы про учеников говорим. Проведение просветительской деятельности по направлению выбранному учеником.
- И конечным результатом будут выборы лучших пар, публикации лучший кейсов на сайтах образовательных организаций.
Идеальным итогом такой программы становится приём на работу лучшего ученика, в случае если ментором являлась какая-то организация. То есть в данном случае можно говорить о том, что в будущем компании в рамках таких программ смогут «выращивать» для себя ценные кадры, отбирая лучших учеников и приглашая их на работу по окончании их обучения.
Вот такие программы могут появится уже в будущем в школах, и я думаю это прекрасная идея. Приказ Минпросвещения конечно написан достаточно расплывчато, думаю ещё очень много нормативной базы будет готовится под это. Но документ и так большой 40 листов.
Что вы думаете про менторство в целом и введении данного института уже на этапе обучения в школе?
В бизнесе ясное дело, менторство, это хорошо.
Спасибо за просмотр.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал.