Обсудили амбассадоры и разработчики портала поставщиков на первой рабочей встрече в 2020 году.
Как амбасадор портала поставщиков, я принял участие в прошедшей 29 января 2020 года рабочей встрече амбассадоров с разработчиками портала. Встреча прошла в 100 метрах от государственной думы и Кремля, в деловом пространстве Meeting Point. Организатор встречи - Департамент по конкурентной политики города Москвы (тендерный комитет).
Речь шла о техническом и стратегическом развитии портала поставщиков. Обсудили технические аспекты, сбои, лаги в работе портала. Поделились наблюдениями о возможных улучшениях юзабилити - удобства пользовании порталом, понятном и дружественном интерфейсе.
Портал поставщиков - это бесплатная площадка для размещения закупок малого объема до 600 тысяч рублей (государственные закупки), работает на большой части России.
Параллельно со встречей, проходил "хакотон", где сотни программистов боролись за призы Департамента по конкурентной политики г. Москвы за наилучшие предложений по улучшению портала, как в технологическом, так и стратегическом плане.
На встрече участники отметили, что за несколько лет портал поставщиков вырос из простого Московского сайта в глобальную всероссийскую Интернет площадку с множеством сервисом. Более полутора часов амбассадоры вносили свои предложения, обсуждали принципиальный план развития.
Со своей стороны я отметил двепроблемызадачи
- Ранжирование закупок по административным округам;
- Демпинг в строительных лотах.
Первую задачу разработчики поставили в список ближайших доработок и вскоре у всех поставщиком появиться возможность фильтровать поиск более эффективно. Со второй сложнее.
Подробности
Зеленоградские предприниматели просили меня передать просьбу - сделать поиск закупок по округам Москвы. Что я и сделал. Несмотря на то, что существующий фильтр содержит поле выбора по округам поиск упорно отказывается выводить корректные результаты. См. фото:
Выбрать именно Зеленоградские закупки нельзя. Зеленоград находится в 20 км. от МКАД, поэтому возможность более узкого поиска для нас актуальная потребность. К примеру, за 2019 год группа компаний «Консул» реализовала около сотни контрактов (речь идет о малых закупок) в Москве. Из них в Зеленограде всего 1. Их просто сложно отследить. Как объяснили разработчики, это связано с тем, что заказчики заполняют не все поля в карточке закупки. Поэтому поисковый робот просто не имеет возможность найти нужные вхождения. Но нам обещали найти выход.
Проблема демпинга в котировочных сессиях
Проблема с демпингом в сфере выполнения ремонтных работ более сложная. Это дискуссионный вопрос, который необходимо детально прорабатывать и обсуждать.
На фото ниже несколько последних закупок, где моя компания принимала участие. Снижение 80% и 56%. И это только за один день в одном городе.
Максимальное снижение, не влияющее на качество работ
Оказать качественную услугу со снижением более 30-40% с коммерческим интересом практически невозможно.
Я возглавляю группу компаний "Консул". Одно из направлений нашей деятельности - строительно-техническая экспертиза качества работ. И школы составляют львиную долю наших заказчиков. Мы проверили сотни экспертиз качества ремонтных работ. Практически все "проблемные" ремонты делали фирмы с большим снижением. Это логически понятно и очевидно.
Нормативы сметной прибыли
Норматив сметной прибыли до вычета налогов, составляет в районе 30-40% от стоимости сметы (с учетом материалов). При снижении 40% от начальной цены прибыли не остается совсем. Чтобы не выйти в отрицательный финансовый результат, необходимо экономить. На чем экономят строители? Вариантов не так много.
- На материалах
- На неквалифицированных рабочих
- На объемах работ
Чем на деле оборачивается ремонт с большим снижением:
На практике в большинстве случаев все заканчивается следующими ситуациями (причем иногда все сразу):
- применением более дешевых материалов, чем предусмотрено сметой. Пример: фанера толщиной 6 мм (~109 руб./м2) вместо 12 мм (~247 руб./м2). Такая замена может обеспечить 10-15% экономии и минус 100 к карме.
- экономией на скрытых работах. Пример: вместо стяжки пола, толщиной 100 мм, делают локальный ремонт выбоин. Для устройства стяжки пола толщиной 100 мм на площади 60 м2 (минимальный размер учебного класса в школе), требуется 434 мешка смеси и 66 м2 армирующей сетки (не считая прочие материалы - маяки, пленка, демпферная лента и пр.). Стоимость материалов - 56 160 рублей. Стоимость работ около 20 000 рублей. Итого 86 160 рублей. Ремонт выбоин обойдется максимум в 10 000 рублей. Экономия колоссальная.
- экономия на объемах работ. Пример: не проводят замену труб отопления, а просто красят их и выдают за новые. Не меняют хорошие светильники в потолках и многое другое. Здесь экономия очевидная. И на материалах, и на рабочих, и на транспортных расходах.
Как результат мы получаем вот такие новости:
Почему заказчики принимают работы?
Заказчики обязаны контролировать качество работ. Но сейчас заказчики предпочитают принять такие работы у подрядчика, чем не успеть сделать ремонт за время каникул. Ведь тогда обвинят их в неумении планировать закупки, а это страшней для карьеры сотрудников и директоров школ.
Но есть и другие причины, почему школы принимают такие вот работы. Завхозы могут банально не уследить за происходящим. Особенно если строители торопятся и развели "бурную" деятельность - не успеешь уследить за всеми работами.
Демпинг – серьезная проблема для развития конкуренции. И эту проблемы знают и решают в Департаменте. А значит, у нас есть реальные шансы, двигаться в этом направлении, постепенно вводя «костыли» делающие невыгодным демпинговать. Следите за развитием событий.
К проблеме демпинга повышенный интерес со стороны правительства. Задача не простая. Соблюсти баланс. Конкуренцию ограничивать нельзя. Но и позволить на плодородной почве государственных закупок прорастать бескультурью и халатности тоже недопустимо.
Летом 2019 года уже проходил экспертный совет, организованный тендерным комитетом, посвященный демпингу. Многие СМИ освещали это событие. Вот пример публикация газеты "Малый бизнес":
На котором я, кстати, был спикером и высказывал однозначную позицию:
Немного фотографий
В качестве заключения укажу несколько простых шагов, которые по моей гипотезе, должны дать нужный нам результат.
1. Во-первых необходимо ограничить максимальный размер снижения. Например заказчик может установить максимальный размер снижения - 20%. При достижении этого порога, торги останавливаются и заказчик оценивает претендентов по другим показателям: сроки выполнения работ, гарантия, размер обеспечительных мер, опыт работы, наличие рекомендаций и деловую репутацию.
2. Абсолютно точно необходимо установить повышенные требования к приемке работ, которые выполнялись при достижении порога демпинга. Например: если подрядчик выполнял работы со снижением 20%, то в комиссию в обязательном порядке привлекаются представители родительского комитета, сотрудник управы, муниципальный депутат, сотрудники технического надзора вышестоящей организации.
3. Установить переходный период, в ходе которого поставщики имеют право один - два раза безнаказанно отказаться от подписания контракта, если в пылу азарта дали большое снижение. Но после окончания этого периода, закон должны быть неотвратимым! То есть действовать всегда и везде.