В Измайловском саду, соседствующем с Молодёжным театром на Фонтанке, расположилось множество скульптур и инсталляций. А однажды на спинку одной из скамеек скромно примостился удивительно трогательный «Петербургский ангел». Он выглядит добрым интеллигентным дедушкой. Из-за потёртого пальто, видавшей виды шляпы и характерного шарфика многие принимают его за петербургского бездомного. И только крылья выдают ангельскую сущность.
«Петербургский ангел» удостоился чести 12 октября 2012 года как одна из работ-победительниц на симпозиуме по городской скульптуре, организованном комитетом по градостроительству и архитектуре.
В церемонии открытия принимали участие главный архитектор Санкт-Петербурга, другие представители администрации, работники искусства, просто горожане и, разумеется, «папа» ангела — Роман Шустров. Звучала скрипка, падали осенние листья, а люди гладили новую городскую легенду, вселяющую веру в доброту и любовь.
До «ангела» Шустров был человеком известным лишь в узком кругу кукольников и галеристов, а теперь стал заметной личностью как в северной столице, так и в России. Занимательность истории началась с того, что в некоторых СМИ Шустрова окрестили Широковым. Саму металлическую скульптуру «Петербургского ангела» высотой 70 см средства массовой информации называют медной, а создатель — бронзовой.
Для ясности обозначу, что бронза — это сплав меди с оловом (в качестве основного компонента), а также медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка (получается латунь) и никеля (получается мельхиор). Тем не менее незначительные количества цинка, фосфора и других элементов могут присутствовать в любой бронзе.
Роман писал об этом октябрьском событии так:
«Друзья... Это мой первый опыт работы с бронзой, и я испытывал необычные чувства, перескочив с бумаги на металл. В общем, открытие состоялось и все, кажется, довольны!..
...Скульптура «Петербургский ангел» посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности. Эти старики, пережив все невзгоды первой половины 20-го века (гражданскую войну, голод, сталинские репрессии, блокаду, потерю родных и друзей), сохранили в себе оптимизм. Они восстанавливали наш город из руин.
Это удивительное поколение, пройдя через невероятные испытания выпавшего на их долю сурового времени, приобрело мудрость, свойственную возрасту, но каким-то чудом сохранило юношескую непосредственность, жизнерадостность и живой интерес к людям.
К сожалению, этот образ почти исчез из нашей жизни. Но детство каждого из нас было украшено встречами с этими добрыми стариками».
На своё трёхлетие, в октябре 2015 года, скульптура лишилась зонтика. «Петербургский ангел» стал жертвой популярности. Элемент отвалился под напором желающих сделать со скульптурой селфи. Доказательство:
Руководство Молодежного театра, рядом с которым находится известная скамейка, заверило:
«Никто зонтик специально не отрывал. Так как все с ангелом фотографировались, зонтик не выдержал и отвалился сам. Зрители его же и принесли в театр. Так что никакого вандализма не было. Любовь к ангелу оказалась очень крепкой».
Роману пришлось работать над усовершенствованием конструкции.
К собирательному образу «Петербургского ангела» Шустров причисляет и себя, и своих родителей, и бабушку:
«Мама и бабушка перенесли блокаду. Бабушка, конструктор одежды, работала после войны в легендарном ателье «Смерть мужьям». Во время войны бабушка обшивала жён высоких чинов — пайки давали чуть побольше, и это спасло жизнь моим близким. А мама, танцовщица Театра Музкомедии, во время блокады, ещё юной девочкой, выступала с хореографической бригадой в госпиталях — они поднимали дух раненым бойцам. Сколько себя помню, мама всех гостей усаживала за стол, кормила обильно, холодильник был по возможности набит продуктами, вот такое ленинградское гостеприимство. Мой ангел артистичный. В нём есть черты и моего отца, певца ансамбля песни и пляски, и моего старшего брата Александра Шустрова, артиста пантомимы, учившегося у Марселя Марсо в 60-е... Наверное, не случайно ангел и поселился около театра».
...И стал новой достопримечательностью Санкт-Петербурга. Он добрый, мудрый и спокойный. К нему едут загадывать желания и просить об удаче. Люди верят в его силу и активно гладят нос. Смотрите, как отполировали:
Петербургский ангел — это своего рода проводник в мир вечных ценностей. Народ ему верит и подкладывает на коленки металлические монеты. Иногда в руках, наряду с книгой или зонтом, или на коленях ангела появляются цветы, букеты, возможно — и конфеты. Некоторые одалживают ему свои предметы одежды.
Таким образом, уже более пяти лет петербургский ангел живёт своей самостоятельной жизнью с пропиской в Измайловском саду по адресу: набережная реки Фонтанки, дом 114. Возможно, он ждёт именно вашего письма. На конверте писать: скульптурная композиция «Петербургский ангел».
В Санкт-Петербурге от станции метро «Технологический институт» дойдите до набережной реки Фонтанки (10 минут), поверните налево и идите 300 метров до входа в Измайловский сад. Петербургский ангел поможет.
Вне всяких сомнений, именно этот милый, будем верить, что бронзовый, ангелообразный старичок познакомил многих из нас с судьбой, мастерством и творчеством соего отца-создателя, художника Романа Шустрова.