Найти тему

ВМС США принимают на вооружение надводные морские корабли-беспилотники для масштабных океанских атак

Вооруженные надводные беспилотники в море могли бы вести наблюдение и атаковать вражеские цели, вести передовую разведку на вражеских позициях и предоставлять лицам, принимающим решения, необходимые данные для управления боевыми операциями, выполняя все это в рамках масштабной войны крупной державы в открытых океанских просторах.

Морские беспилотники могут иметь как наступательное, так и оборонительное применение, сохраняя при этом личный персонал надводных кораблей на безопасных дистанциях при возникновении конфликта. Военно-морские стратегии видят их действующими в скоординированных группах беспилотных лодок, объединяющих жизненно важную военную информацию между надводными, воздушными и даже подводными платформами в различных регионах земного шара, действуя через широкие сегменты океана.

Такие миссии быстро становятся все более доступными благодаря прогрессу в автономном функционировании разного рода активов, подкрепленному компьютерными алгоритмами, со все большим числом процедурных функций, исторически выполняемых людьми. Конечно, разработчики подчеркивают, что, несмотря на успехи в автономии работы этих платформ, современная доктрина требует, чтобы люди, принимающие решения, оставались в «сфере» принимаемых решений, когда речь заходит о нападении со смертельным исходом.

Естественно, обеспечение такого рода технических достижений является частью масштабного стратегического сдвига в операциях Военно-Морского Флота, поскольку приходится пересматривать концепции атак с тем, чтобы включать в них расширенный флот надводных и подводных беспилотных летательных аппаратов. Инициатива, описанная капитаном Питом Смоллом, исполнительным директором программы «Беспилотные системы», включает в себя новые уровни автономности, усовершенствованное командование и управление, новое программное обеспечение и различные новые конфигурации оружия.

Выступая в январе на 32-м ежегодном симпозиуме Ассоциации надводного флота, Смолл сказал, что многие из этих усилий по продвижению автономных систем на море являются частью новой программы ВМС под названием «Архитектура автономии беспилотного флота». «Нам нужно, чтобы они (надводные дроны) соответствовали концепциям эксплуатации флота (Сonops), которые используют несколько USV (беспилотных надводных транспортных средств), работающих в непосредственной близости друг от друга», – заявил Смолл, подчеркнув, что новое программное обеспечение и технические интерфейсы «позволяют повысить автономность на кораблях и интегрировать дополнительные полезные нагрузки». Смолл также сказал, что ВМС сейчас работают над документами управления интерфейсом для океанских дронов, чтобы исследовать и интегрировать операции в рамках проектов «Автономия и связь».

Одна из таких попыток, связанная с совместной сделкой по исследованиям и разработкам между Textron Systems и Военно-морским центром надводных боевых действий, Дальгрен, штат Вирджиния, исследует демонстрации с беспилотными надводными транспортными средствами, вооруженными пушками, ракетами и различными видами ракет. «Мы планируем разработать и продемонстрировать концепции для различных сценариев надводной войны. Набор задач CUSV (Textron Common Unputable Surface Vehicle) будет надводной войной, которая будет включать интеграцию систем прямого и косвенного огня, которые будут применяться с различных платформ», – сказал в интервью Warrior Maven Уэйн Прендер, старший вице-президент по прикладным технологиям и передовым программам Textron Systems. Испытания и демонстрации прототипов систем вооружения развиваются на основе соглашения о совместных исследованиях и разработках между Textron и Военно-Морским Флотом и предназначены для изучения, прототипирования и, в конечном итоге, развертывания вооруженных беспилотных наземных транспортных средств.

Поскольку коммуникационные и сетевые технологии продолжают быстро развиваться, беспилотные летательные аппараты все чаще могут функционировать в междоменном пространстве, то есть в воздушной, морской, сухопутной и подводной сферах. Офицер на станции управления, используя соединение с низкой пропускной способностью, может выполнять командные и контрольные функции без необходимости фактически управлять судами. Смолл подробно остановился на этом, объяснив, что развивающаяся надводная и подводная технологии командования и управления ВМФ будут интегрированы с воздушными платформами, разработанными Командованием военно-воздушных систем ВМФ.

Военно-Морской Флот и Управление военно-морских исследований (Office of Naval Research – ONR) уже вовлекаются в разработку различных USV, в том числе оснащенных гидролокаторами, обнаруживающими мины, беспилотными системами «зачистки влияния» (Unmanned Influence Sweep System – UISS), для прибрежных боевых кораблей (Littoral Combat Ship) и других судов. Системы UISS будут устанавливаться на общих беспилотных надводных транспортных средствах Textron-developed Common Unmanned Surface Vehicle (CUSV). CUSV находится в разработке с 2009-го года. К настоящему времени CUSV может плавать более 20 часов, перевозя груз до 4000 фунтов на скорости до 20 узлов, говорится в информации Textron. Кроме того, оно спроектировано так, чтобы выдерживать волны, высотой до 20 футов.

Военно-Морской Флот и Textron планируют предстоящую демонстрацию беспилотных морских систем с тем, чтобы уточнить требования к вооружению надводных беспилотников, оценить технологию, выполнить учения по защите сил и воспроизвести макеты систем для боевых сценариев. Вооруженные наземные беспилотники, как представляется самоочевидным, могли бы привнести существенный элемент защиты сил в надводную войну.

Сетевые беспилотные катера могли бы распространяться по большим полосам открытого океана, потенциально в координации с воздушными дронами, и уничтожать приближающиеся вражеские корабли, рои лодок и даже ракеты. Военно-морской флот имеет многоуровневый набор ракет-перехватчиков корабельного базирования, включая ракеты SeaRAM, Rolling Airframe Missile, Evolved Sea Sparrow Missile Block II и даже систему оружия the phalanx-firing Close-in Weapons System, стреляющую с близкого расстояния для противодействия атакам противника с близкого расстояния. Конечно, можно предположить, что некоторые из этих перехватчиков могли бы устанавливаться на передовых беспилотных кораблях, если бы существовал способ их подключения к сети датчиков, радаров и систем управления огнем. В первую очередь, однако, ближайшие приложения, вероятно, будут включать в себя меньшие мобильные средства нападения, такие как пулеметы 50-го калибра, 57-мм пушку или другую стандартную систему огнестрельного оружия, в том числе ПЗРК с тепловым наведением.

Эти виды вооружения, включая возможность использования перехватчиков, различных орудийных систем и некоторых небольших дистанционно управляемых ракет, могут быть нацелены на вражеские беспилотные летательные аппараты, низколетящие самолеты, атакующие небольшие лодки и вражеские корабли на достаточно больших дальностях и более труднодоступных с помощью бортовых датчиков и оружия.

Оборонительное использование роевых лодок может привести к существенному увеличению защиты корабля; если противник попытается сокрушить оборону корабля стремительной атакой роя малых лодок или шквалом приближающегося оружия. Согласно статье журнала The Bulletin of Atomic Scientists, опубликованной в 2017 году, многоуровневая защита кораблей может, по крайней мере, быть оспорена. В эссе Ирвинга Лахоу, озаглавленном «Оборотная сторона и оборотная сторона роящихся Дронов», подчеркивается оборонительное использование роящихся беспилотных лодок. «Флот в настоящее время проводит исследования по использованию защитных роев дронов для сдерживания атакующих средств противника. При этом сами рои лодок могут быть эффективным способом защиты от роя дронов: дрон против дрона», – говорится в эссе.

С учетом того, что обеспечение безопасности международных водных путей составляет значительную основу задач ВМС, вооруженные беспилотные катера, как представляется, будут располагать возможностями для обеспечения как постоянного наблюдения, так и безопасности. Дезагрегированные вооруженные беспилотные катера также могли бы стать основой для наступательных операций, поскольку они могли бы рассредоточиться и искать районы для проникновения, испытывать вражескую оборону и приближаться к вражеским целям гораздо ближе, чем суда с моряками, потому что беспилотные суда не рискуют немедленной смертью своих экипажей.