Найти тему
Сергей Александров

Каучуковая смерть

Оглавление

Европейская история XIX вв. представляется эпохой просвещения и окончательного освоения Земли. Мужественные европейцы покоряли последние неразведанные уголки планеты, неся свет цивилизации дикарям. Но рельсы этого прогресса нередко были смазаны кровью аборигенов.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

В середине XIX вв., несмотря на многочисленные присвоения территорий Африки колонизаторами, на континенте все еще оставались обширные земли, защищенные от работорговцев и захватчиков природы.

С добрыми намерениями

В 1865 году на престол Бельгии взошел Леопольд второй. Для амбициозного короля страна стала слишком мала, к тому же его связывал по рукам и ногам парламент, отвоевывающий с каждым годом все больше прав и свобод для граждан. Единственный выход Леопольд второй видел в завоевывании колоний. Правда, в "доступном" мире уже практически не осталось мест, куда не ступила нога колонизатора.Поиски свели его с Генри Мортоном Стенли- журналистом снискавшим известность на исследовании Африки. В 1881 году Стенли, по поручению короля и с мандатом бельгийского Комитета по изучению Верхнего Конго, отправился с экспедицией исследовать неизведанны земли в устье реки Конго. Там с помощью подкупа и шантажа он основал Свободное государство Конго.

В Европе Леопольд второй имел репутацию человека, готового жертвовать своим состоянием ради несчастных дикарей. В одной из речей он заявил: "Открыть цивилизации путь в единственную часть света, куда она еще не успела проникнуть, рассеять тьму, которая захватывает еще целые народы,- вот крестовый поход, достойный нашего века прогресса". Используя противоречия европейских стран, Леопольд добился передачи неосвоенных земель бассейна реки Конго в управление созданного им "Общества Конго". Решение было узаконено 26 февраля 1885 года на Берлинской конференции, закрепляющие границы африканских колоний. При этом все земли Свободного государства становились личной собственностью Леопольда 2.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Каучук

Колония стала источником бесценного сырья- слоновой кости и каучука. Каучук, незаменимый для изготовления резины, мог обогатить Конго, но стал проклятием, превратив страну в огромный трудовой лагерь, наполненный насилием и беспросветным ужасом. Все силы колонизаторов были направлены на рост добычи каучука: за 20 лет, с 1882-го по 1901-й, экспорт вырос в 75 раз- с 80 до 6 тысяч тонн. Добились этого насилием. Во первых, все граждане (каждый абориген лицемерно считался гражданином) обязаны были платить налоги каучуком. Во-вторых, каучук стал единственным платежным средством, принимавшимся в оплату за европейские товары. На торговлю это походило мало: даже не нужный аборигенам товар просто разносили по домам, а если двери не открывали, просто оставляли на пороге. Сделка считалась совершенной. Цену определяли просто: любой товар равен месячной норме сбора каучука. Исполнение договоров и сбор налогов поручили 2 тысячам вольнонаемных агентов, в ряды которых вербовали не обремененных моральными устоями европейцев, желающих обогатиться в заморской стране. Жалование им полагалось мизерное, доход зависел лишь от количества собранного каучука. Но даже несколько тысяч белых не справились бы, поэтому к ним прилагались "головы"- вожди небольших, но агрессивных племен. Эти головы с отрядом чернокожих солдат, усиленных белыми офицерами, селились в той же деревне и поступали в распоряжение агента. Солдат обучали владению огнестрельным оружием и облачив в военную форму, использовали для удержания под контролем огромных территорий. Эти солдаты сами были рабами и понимали, что не выполнив команду офицера, отправятся собирать каучук. Численность таких "общественных сил"не превышала 17 тысяч человек. но их жестокость позволяла держать в страхе и подчинении территорию, превышающую Бельгию в 76 раз!

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Методы кнута и кнута

Самым распространенным инструментом наказания за отказ т работы или невыполнение нормы была щекотка- лоскут кожи бегемота, обработанный так, чтобы на нм оставались неровные края, острые, словно ножи и твердые как железо. Им пользовались как плетью. Свидетели описывали, что взрослы сильные мужчины орали от боли и замолкали , обессилев после 25-30 ударов. Шрамы от такого "воспитания" оставались до конца жизни. Если мужчина продолжал артачиться, экзекуции подвергалась его жена и дети.

Но это было еще не все. Людей убивали за малейшую провинность. Вот что писал об этом в 1895 году американский миссионер Мерфи: "Ужасы,творимы в Конго, связаны с добычей каучука. Каждая деревня обязана раз в неделю доставлять агенту определенное количество сырья,собирать которое заставляли силой. Солдаты прикладами загоняют людей на плантации. Тх, кто не успеет или отказывается, убивают на месте, причем солдаты не смотрят, в кого стреляют, чаще всего гибнут женщины и дети. Убитым отрубают левую кисть, чтобы сдать в комиссариат. Отсеченные кисти- женские, мужские, детски- рядами рядами раскладывают перед агентом, чтобы он сравнил их число с количеством использованных патронов".

Патроны- ценный товар, за который можно выручить у охотников хорошие деньги, а потом часто кисти отрубали у убитых прикладом, заколотых штыком. Но порой проявляли своеобразный гуманизм- рубили кисти у живых.

Дерни, жители которых отказывались выходить на работу и убегали в джунгли, подвергались тотальному уничтожению: сжигали все постройки, убивали скот, вытаптывали посевы, с деревьев срубали незрелые бананы, а колодцы зарывали- территория становилась непригодной для жизни. Когда жители возвращались к родным естам, их ждали засады, которые расстреливали мужчин, девочки и женщины продавались в рабство.

Генри Мортон Стенли- журналист, исследователь Африки.
Генри Мортон Стенли- журналист, исследователь Африки.

Начало конца

В то время почти все европейские страны имели колонии и вели себя немногим лучше, но творящегося в Конго выходило за все рамки. Первым забил тревогу пастор-баптист, ветеран Гражданской войны в США, чернокожий активист за права цветных Д.В. Уильямс. В 2889 году он постил Конго и ужаснулся от увиденного, но предположил сто король Бельгии, ратующий за прогресс и процветание, незнает о реальной ситуации протекторате. Уильямс написал ему письмо, где описал, как губернатор терзает местное население. Он рассказал о пытках током, о сжигании деревень, смевших воспротивиться, о рабстве, когда людей тысячами продавали в неволю. Причем стоимость раба была настолько низкой,что дорже обходилось покупки. Пастор вскоре скончался, но его письмо стало тем камешком, что вызывает лавину.

В прессу попали описания беззакония и бесчеловечности, творившихся в Свободном государстве Конго. Европа всколыхнулась. Кто знает, был ли общественный резонанс причиной отказа Леопольда II в 1908 году от Свободного государства Конго или причины были иными... Но он понимал, что экономический потенциал страны подорван на годы вперед: "режим каучукового геноцида" привел к сокращению населения с 30 миллионов вдвое, а оставшиеся территории представляли собой разоренную обездоленную землю, населенную голодными, искалеченными людьми. И тогда бельгийский король, считавшийся одним из богатейших людей европы, продал Конго своему же государству, которое вплоть до 1960 года держало его в статус колонии.

Леопольд II- национальный герой, сторонник прогресса и великий просветитель.
Леопольд II- национальный герой, сторонник прогресса и великий просветитель.

Конго до сих пор является одной из самых неблагополучных стран планеты, а в благополучной Бельгии установлены памятники Леопольду II- национальному герою, стороннику прогресса и великому просветителю.

Понравилась статья, палец вверх, подписывайся на канал и я буду радовать новым захватывающим материалом!