Найти тему
J_Shep

Крылатые машины победы. Истребитель И-15.

Рисунок И-5. Фото взято с сайта 1ZOOM.ru
Рисунок И-5. Фото взято с сайта 1ZOOM.ru

Приветствую дорогие читатели. На просторах интернета есть много информации и статей, связанных с историей отечественной авиации времен второй мировой войны. Я хочу попытаться создать блог, где будут выкладываться статьи о машинах не только описывающие их технические характеристики и краткую историю, но и отзывы летчиков, интересные факты и различные уникальные истории, связанные с конкретной машиной. Ну а как это будет у меня получаться – решите вы.

Начать свой, надеюсь долгий, экскурс в историю отечественной авиации хочу с машины под названием И-5. Свой выбор я аргументирую тем, что несмотря на то, что более ранние машины тоже успели поучаствовать в боях, однако именно И-5 стал родоначальником отличных машин как И-15, И-153 и И-16.

Не хочу опускаться глубоко в историю Советского Союза, однако без упоминания некоторых Фактов невозможно продолжать написание данной статьи.

25 Февраля 1925г. В силу вступила статья 58 УК РСФСР, больше известная как статья за вредительство. Машина правосудия не щадила никого: ни крестьян, ни рабочих, ни бригадиров, ни инженеров. Однако власти не собирались просто так держать людей, все должны приносить пользу. Поэтому внутри тюрем начали открываться различные производства, цеха и конструкторские бюро для арестантов. На данный момент нас интересует лишь одно тюремное КБ, а именно ЦКБ-39. Созданный в конце 1929г ЦКБ-39 (Ранее называемы ЦКБ-ОГПУ) был сформирован из таких авиаконструкторов как: Дмитрий Павлович Григорович, Николай Николаевич Поликарпов, Андрей Николаевич Седельников, Николай Густавович Михельсон и др.

Именно первые два конструктора напрямую связаны с созданием И-5.

Николай Николаевич Поликарпов. Фото из интернета.
Николай Николаевич Поликарпов. Фото из интернета.

Дмитрий Павлович Григорович
Дмитрий Павлович Григорович

В начале года все арестанты ЦКБ-39 были переведены на Территорию Государственного авиазавода №39, где и началась разработка самолета. Командование ВВС РККА дало задание на разработку самолета под двигатель Бристоль Юпитер 7, который должен превосходить зарубежные аналоги по всем параметрам, нести 2 пулемета за винтом и крепления для 4х авиабомб массой 25кг под крыльями. Поскольку у арестантов не было возможности заниматься чем-либо кроме самолета, проект машины был создан в короткие сроки и к апрелю 1930 был построен первый прототип под названием Внутренняя тюрьма-11. 29 апреля 1930 года машина поднялась в воздух под управлением летчика Бенедикта Бухольц.

ВТ-11 Фото сделано после первого полета. Фото взято с сайта АВИАРУ.РФ
ВТ-11 Фото сделано после первого полета. Фото взято с сайта АВИАРУ.РФ

После ВТ-11 было построено еще несколько прототипов, финальным стал прототип под номером 17. Он оснащался советским мотором М-22 копией Бристоль Юпитер 7.

Массовое производство машин было налажено в 1932г на авиазаводе №21 в Нижнем Новгороде. На серийный самолет были установлены 2 пулемета ПВ-1 на 1200, а также имелась возможность подвески авиабомб массой до 40кг. Самолет простоял на вооружении 7 лет с 1932 по 1939г

Серийный самолет И-5
Серийный самолет И-5

Однако с началом великой отечественной войны, все сохранившиеся самолеты из-за недостатка техники были отправлены на фронт. Истребители из них были никудышные, слишком они устарели, но неплохо справлялись с ролью штурмовиков и ночных бомбардировщиков. В штурмовых полках самолеты модернизировались полковыми авиатехниками. Вместо пулеметов ПВ-1 устанавливали пулеметы ШКАС. Так-же были попытки подвески неуправляемых реактивных снарядов. Так они провоевали до начала 1943г, пока небыли полностью уничтожены.

И-5. Фото с АВИАРУ.РФ
И-5. Фото с АВИАРУ.РФ