Найти в Дзене

О четырех чеченцах, погибших в боях в Великой Отечественной войне. Воспоминания.

Фото из Яндекс. Картинки
Фото из Яндекс. Картинки

О четырех чеченцах, погибших в Великой Отечественной войне. Воспоминания.

Так было надо.

Их было трое, трое неразлучных друзей - Сайдулла Амхадов, Альви Исламов и Харон Мусаев. Веселые и жизнерадостные. Они уже давно окончили Шатоевскую семилетнюю школу в Чечено-Ингушетии. Работали, учились, занимались спортом. Двое из них успели обзавестись семьями. А когда пришли повестки, они были готовы к службе в рядах славной Красной Армии, и гордились этим. Они были призваны 23 июля 1940 года, трое горных орлов служили в городе Петрозаводск.

Они окончили курсы артиллерийской школы, и стали командирами орудий. Войну они встретили на финской границе, вели ожесточенные бои с намного превосходящими силами фашистов.

Первым выбыл из строя тяжелораненый Сайдулла Амхадов. Затем, 8 июля 1941 года, погиб Альви Исламов. Ещё оставшийся в живых друг Харон бился за троих, мстил фашистской нечисти за своих товарищей и за свою Родину.

Когда началась Великая Отечественная война, к троим друзьям судьба присоединила еще одного товарища, земляка, который до войны в Шатое работал адвокатом. Звали его по Паскош, фамилию его родные наших троих друзей уже не помнят. Сам он был уроженцем села Алхан-юрт, и был он батальонным комиссаром в подразделении, в котором служили и трое друзей.

После их гибели он напишет домой к родственникам Мусаева: "Никогда не забуду нашу последнюю встречу, где мы вели мирные беседы, говорили о долге, о доме, о Родине - Шатое.

Когда Альви говорил, что если бы он мог хотя бы на одну неделю побыть дома, тогда и смерть была бы ему не такой страшной, а Харон, посмеиваясь над ним, говорил, что не хотел бы поехать домой налегке без орденов на груди. После того, как погиб Альви, мы в последний раз встретились с Хароном 7 ноября 1941 года. Он ехал со своим орудием, чтобы занять огневую позицию в метрах 700 от меня. Увидев меня, он быстро подошел ко мне. Мы обнялись, обменялись новостями из дома. Договорились, что если удастся, встретимся вечером на следующий день.

Не дождавшись его на следующий день, я сам пошёл к нему. Но живого его я уже не застал. Над своим мертвым боевым товарищем, понурив головы, стояли бойцы. Немного в стороне другие рыли ему могилу. Его похоронили в 5 км от Медвежьегорска со всеми почестями.

Все мы скорбим о гибели наших товарищей и братьев. Но сегодня не место слезам, они нам не помогут. Скрепив сердце, изо всех сил надо бить врага здесь, на передовой.

Живите друзья, братья мои, день нашего торжества - это день Победы над фашизмом!

И ему тоже не суждено было вернуться домой, все герои этого рассказа погибли. В извещении, которое получила мать Харона Мусаева, было написано:

- Ваш сын, младший сержант Мусаев Харон Абубакарович, 1916 года рождения, уроженец села Шатой Шатоевского района Чечено-Ингушетии, в бою за социалистическую Родину погиб смертью храбрых 8 ноября 1941 года".

Да, у каждого из них были планы на завтра, на послезавтра, на всю жизнь, но они были нарушены в вероломным нападением фашистской орды на нашу страну. Они погибли, не успев пожить. Но они погибли, как герои, отстаивая вместе со всеми воинами Красной Армии нашу Родину. И мы, живые, в вечном долгу перед ними всеми".

Это статья Руслана Караева, была опубликована в газете "Ленинец" 8 мая 1985 года. Впоследствии опубликована в книге Хож-Ахмеда Берсанова "Чеченцы и ингуши в Великой отечественной войне 1941-1945 годов".