Найти тему

Теория страха. Как создать поистене нагоняющее ужаса произведение.

Оглавление

Приветствую, дорогой читатель!

Зачастую, наша жизнь довольно спокойная и мирная. Мы редко испытываем чувство настоящей опасности за свою жизнь, а выброс адреналина для нас - уже диковинка. Сейчас вокруг нас созданы довольно тепличные условия жизни, а мы, подобно хомячкам, крутим колесо для пропитания.

Поэтому так и популярен жанр "ужасы" во всех видах творчества. Человеку нужна встряска, необходимость пощекотать нервы, причем без настоящей опасности для себя. Посмотреть за решётку своей клетки на что-то опасное, неизведанное, пугающее.

Арт из треда "I'm sorry, Jon..."
Арт из треда "I'm sorry, Jon..."

Нас, людей, всегда тянуло к подобному. И нервы на взводе, и мозг уже кричит о необходимости бежать, а мы стоим на месте, будто вкопанные в землю, совершенно не имея сил бежать. И ведь проскакивает где-то глубоко внутри:'Да, меня это заводит, я в восторге!". И потом воспоминание на всю жизнь.

Ниже в статье, я попытаюсь разобраться, когда просыпается это чувство опасного влечения.

Надоевшая нечисть

Каждый из нас смотрел фильмы ужасов (именно ужасы, не триллеры и слэшеры про маньяков). Загадочная сущность терроризирует семью/группу подростков/рандомных людей, а после финал, счастливый или печальный.

Эта схема прекрасна работала многие годы. Люди, не искушенные обилием контента, действительно испытывали страх и напряжение от нагоняемого саспенса, а после неожиданного появления чудовища.

Картинка из свободного источника. На ней сразу видно излюбленное клише - ребенок и злобных дух.
Картинка из свободного источника. На ней сразу видно излюбленное клише - ребенок и злобных дух.

Но работает ли это сейчас, в век интернета, когда люди имеют доступ к любой информации? Загуглить страшные картинки и посмотреть на все виды нечисти может каждый. Соответственно зритель/читатель становится более требовательным, ведь то, что пугало десятилетия назад, уже привычно и обыденно, как завтрак по утру.

Сейчас старые фильмы ужасов и книги скорее навевают ощущение ностальгии, даже если вы и не жили в те года, когда произведение выходило в свет. Классика жанра теперь стала развлекательным контентом, не сильно отличаясь от комедий. Редкие улыбки и никакого чувства страха.

Истинный ужас

Но как же поступить человеку, решившему своим произведением пощекотать людям нервы?

Не нужно изучать долгие курсы психологии или сильно жестить в своём творчестве (такой подход будет или чрезмерно скучным или отвратительным, отталкивающим)

Подумайте, что вас пугает? Что заставляло закутываться в одеяло в детстве? Очевидно, что найдётся человек, да ещё и не один, который боится того же, чего и вы.

Автор арта: Boris Groh
Автор арта: Boris Groh

Представьте: обычная тёмная ночь. Из освещения только отсветы фонарей с улицы, да лунный свет дорожкой стелиться на линолеум в коридоре. Хочется пить. Идешь на кухню, наливаешь воды из под крана в стакан и выпиваешь, прогоняя сухую жажду из глотки. Начиная уходить, оборачиваешься на шорох сзади. Ничего страшного, это всего лишь кот. Но он, вместо того, чтобы жалобно мяукать, надеясь получить ещё одну порцию еды, встал на дыбы и смотрит широко открытыми глазами тебе за спину. А ты в это время замечаешь, что лунный свет медленно пропадает, будто кто-то не спеша закрывает его собой. Оборачиваешься и видишь, как в окно тебе смотрит огромная зубаста морда и хищно улыбается. А ты живешь на восьмом этаже...

Да, тоже клише. Но хоть немного, но работает.

Нужно брать обыденные ситуации и вещи, которые повсеместно нас окружают и создавать сюжеты, от которых всё нутро будет вопить:"Это не нормально! Так не может быть, даже физически!"

И то, что всё это будет происходить в тех местах, в которых мы привыкли чувствовать себя в безопасности (дом, работа, в какой-то степени улица), тоже добавляет к напряжению.

Ведь старушка, которую ты встретил на закате в поле, которое немного сияет золотом от лучей заходящего солнца, не может так быстро побежать в твою сторону, да к тому же на всех четырех конечностях.

Ветви не могут отделяться от дерева и заползать в форточку, что ты забыл закрыть.

Придумать таких ситуаций можно бесконечное количество. Главное иметь фантазию.

Вывод

Не бойтесь экспериментировать и углубляться в свои самые потаённые страхи.

И последний, на прощание, совет: не торопитесь в создании произведения. Даже если кажется, что оно законченно - оставьте на денёк другой. За это время может появится ещё парочка хороших идей.

Удачи в вашем творчестве!

С уважением

Б.Б