Было немало телепередач, статей о невиновности Каплан. Еще в начале 90-х началась кампания по пересмотру ее дела. Дескать, больная, полуслепая, не имеющая навыков обращения с оружием женщина не имела физической возможности совершить террористический акт. В высокие инстанции пошли обращения о ее реабилитации Учитывая большой общественный интерес Генеральная прокуратура России решила возобновить следствие.
Рассказывает о деле старший следователь-криминалист Следственного комитета РФ Владимир СОЛОВЬЕВ. Так в мои руки попал подлинник старого дела 1918 года под номером Н-200 по покушению Ф.Е. Каплан на В.И. Ульянова (Ленина). Один том, 124 прошнурованных листа. Пришлось пересмотреть немало дел по анархистам, эсерам царских еще времен, изучить историю болезни Ленина, много других документов, мемуаров и т.д. Так же я активно работал в архивах и изучил все известные документы и воспоминания о покушении на Ленина.
Слепота-это миф. Зрение Фанни Каплан частично потеряла после взрыва. На каторге почти полностью ослепла. На нервной почве. После февральской революции Фанни получила амнистию. Поправляла здоровье в Евпатории, в пансионате политкаторжан. Октябрьскую революцию встретила в клинике знаменитого харьковского офтальмолога Леонарда Леопольдовича Гиршмана. Он сделал пациентке очень удачную операцию. Вернувшись в Крым, Каплан стала заведовать курсами по подготовке работников в волостные земства. Постоянно работала с документами. Слепому человеку, сами понимаете, такое не под силу. При обыске после покушения на Ленина очков не нашли. Обходилась без них. Да и находилась Каплан всего в каких-то двух-трех шагах от Ильича, стреляла почти в упор. Разговоры о стрельбе в темноте – тоже глупость. Покушение состоялось около 20 часов. Солнце в тот день зашло за горизонт в 20 часов 30 минут. Так что версия о «слепой Фанни» и выстрелах в темноте - тоже из разряда мифов.
Как шла подготовка?
- Весной 1918 года Каплан приехала в Москву. Участвовала в заседании VIII Совета партии социалистов-революционеров. Там была принята специальная резолюция: «…Принимая во внимание, что своей политикой большевистская власть накликает на Россию опасность полной утраты её самостоятельности и раздела её на сферы влияния более сильных соседей,— VIII Совет партии полагает, что отвратить эту опасность возможно лишь путем немедленной ликвидации большевистской партийной диктатуры…» На Совете Фанни познакомилась с бывшим депутатом Учредительного собрания эсером В.К. Вольским. И попросила дать ей «стоящее дело». На языке левых эсеров «стоящее дело» это теракт! Тот ничего конкретного не пообещал. Однако нашел жилплощадь для бывшей каторжанки.
Не дождавшись задания от старших товарищей, она создала свою боевую группу. В нее вошли старый политкаторжанин Павел Пелевин, присяжный поверенный Владимир Рудзиевский и девица Маруся. Намерения были серьезными, а планы исполнения идиотские. Заговорщики планировали отравить Ленина, привить ему неизлечимую болезнь, убить кирпичом из-за угла…
Летом 18-го руководство эсеров окончательно решило ликвидировать Ленина, Троцкого, Урицкого, Дзержинского и Свердлова. Для терактов требовались фанатики-самоубийцы. Тут-то и вспомнили про Каплан. Она имела мирную, скромную и неприметную внешность, не выделялась из толпы. Но главное - ненавидела Ленина и готова была в любой момент пожертвовать собой.
Руководитель террористической группы эсеров Григорий Семёнов в 1922 году показал на суде: «. Мнительная, болезненно честолюбивая, увядающая Каплан жаждала сенсации и славы. Достичь этого она могла убийством Ленина. Я намеренно послал Каплан на завод Михельсона. Туда было больше всего шансов на приезд Ленина. Помогал террористке эсер В.А. Новиков…"
Как произошло покушение?
- Приведу показания главного свидетеля, водителя Ильича Степана Гиля. «По окончании речи Ленина, которая длилась около часа, из помещения, где был митинг, бросилась к автомобилю толпа, человек 50, и окружила его. Вслед за толпой вышел Ильич, окруженный женщинами и мужчинами, и жестикулировал рукой… Когда Ленин был уже на расстоянии трёх шагов от автомобиля, я увидел сбоку, с левой стороны от него, на расстоянии не больше трёх шагов, протянутую из-за нескольких человек женскую руку с браунингом, и были произведены три выстрела, после которых я бросился в ту сторону, но стрелявшая женщина бросила мне под ноги револьвер и скрылась в толпе… Кругом было так много народа, что я не решился выстрелить ей вдогонку, так как чувствовал, что, наверное, убью кого-нибудь из рабочих. Я ринулся за ней и пробежал несколько шагов, но мне тут вдруг ударило в голову: «Ведь Владимир Ильич один… Что с ним?» Я остановился, подбежал к Владимиру Ильичу и, став перед ним на колени, наклонился к нему. Сознания он не потерял и спросил: «Поймали его или нет?»
Да. Случайно на месте покушения оказался медик И.В. Полуторный. Он помог Гилю втащить Ленина в машину, и Гиль, отказавшись заехать в ближайшие больницы, помчался в Кремль. У Полуторного в кармане завалялся кусок верёвки: пытаясь остановить кровотечение, он перевязал руку Ленину. В Кремле Ленин самостоятельно поднялся по крутой лестнице до своей квартиры на третьем этаже, самостоятельно разделся и лег в постель…
Официальный бюллетень № 1 от 30 августа 1918 года, 11 часов вечера: «Констатировано 2 слепых огнестрельных ранения: одна пуля, войдя над левой лопаткой, проникла в грудную полость, повредила верхнюю долю легкого, вызвав кровоизлияние в плевру, и застряла в правой стороне шеи выше правой ключицы; другая пуля проникла в левое плечо, раздробила кость и застряла под кожей левой плечевой области, имеются налицо явления внутреннего кровоизлияния. Пульс 104. Больной в полном сознании. К лечению привлечены лучшие специалисты-хирурги».
Одну пулю извлекут лишь в 22 году, вторую – после смерти Ленина. Все разговоры, что это была имитация покушения, в вождя никто не стрелял – ложь.
Каплан доставили на Лубянку. Дзержинского в Москве не было. Он в это время уехал в Петроград расследовать убийство председателя Петроградского ЧК Урицкого, совершенное в тот же день. Следствие по покушению на Ленина возглавили зампредседателя ВЧК Я. Петерс и заведующий отделом ВЧК Н. Скрыпник. Каплан призналась, что стреляла в Ленина. Но, как и в 1906 году, никого из сообщников не выдала. Про боевую группу Семенова стало известно много позже. Их судили только в 1922 году.
В 4 часа дня 3 сентября 1918 года по указанию Свердлова комендант Кремля Мальков расстрелял террористку во дворе Кремля, а тело сожгли в смоляной бочке. Чтоб никаких следов.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте.
До встречи на канале!