"Вальгалла. Рагнарек" или повседневная жизнь скандинавских богов

904 прочитали

На экраны московских кинотеатров вышел фильм "Вальгалла. Рагнарек", в основе которого лежат скандинавские мифы, ранее обыгранные в комиксах Марвелл. Но то, что получилось в фильме - весьма далеко от комиксового жанра.

  На экраны московских кинотеатров вышел фильм "Вальгалла. Рагнарек",  в основе которого лежат скандинавские мифы, ранее обыгранные в комиксах  Марвелл.

В общем-то, у этого фильма были все шансы обрести отрицательный отзыв. Темная картинка, раздражающая главная героиня, старательно неумытые персонажи, порядком хромающая логика.  Но меня зацепил Асгард. Представьте себе пасмурное небо,  уходящую вдаль аллею каменных менгиров - дорогу в вечность, теряющуяся в тумане, из которого в какой-то момент вырастают огромные ворота в Вальгаллу.  Такая реальная северная мистика, которой дышат карельские леса, заполненные сейдами, и прохладные норвежские фьорды, прячущие солнечный свет в холодных камнях. В общем, ассоциативного ряда хватило, чтобы затянуть сознание в этот суровый и волшебный мир.

И да, мне понравилось.

Но давайте по-порядку. Вообще, когда что-то завязано на мифологии, то результат художественного отображения этого чего-то всегда обречен на риск. Все-таки  архетипы - вещь устойчивая, а что такое мифология - как не ветвистый архетип, своего рода Иггдрасиль, укрепленный корнями в прошлом и шелестящий листьями настоящего?   Даже, если вы никогда не открывали ни Старшей, ни Младшей Эдды (признаюсь, я их тоже целиком так и не осилила), имена Тора, Локи, Фрейи и Одина так или иначе вам знакомы. Ведь все они давно и успешно вплетены в современную фэнтази, да так, что Снорри бы обзавидовался. Взять хотя бы Геймана и Олди, которые весьма постарались в этом направлении.

Так что выяснить, как представляют своих древних богов современные скандинавы (фильм снят усилиями аж 4-х стран  - Дания, Норвегия, Швеция, Исландия) - обладатели авторских прав на исходный набор мифологических сюжетов, как минимум уже хороший повод, чтобы проявить интеллектуальное любопытство.

Иггдрасиль - мировое древо и миры вокруг него
Иггдрасиль - мировое древо и миры вокруг него

Прямо скажем, скандинавы своим богам (да и великанам, чего уж там) не так чтоб польстили. Все они здесь выглядит довольно потрепанными жизнью, и не особенно проявляют ни величие, ни мудрость, ни могущество (ну разве что Фрейя держит марку).  Оно, конечно, понятно, что вечная жизнь может и утомить, но не настолько же. Внешне от бедняка, в чью хижину заглядывают Тор и Локи, оба бога отличаются лишь наличием транспорта (он же еда) в виде шикарнейших козлов.  Собственно, с них-то все и началось. И поговорка "за козла ответишь!" - как нельзя более тут уместна. :)

Тор и Локи
Тор и Локи

Нарушивший запрет Тора (разгрызший кость козла) Тьяльфи (сын бедняка) вынужден отработать свою оплошность и отправляется вместе с богами в Вальгаллу.  В данном случае Вальгалла (условный рай для погибших в бою воинов) выступает в ипостаси обиталища богов. Она вполне мрачна и уныла для загробного мира (который, как мы помним, она и есть).Но  в качестве жилого помещения определенно не дотягивает не только до божественных стандартов других стран, но даже до простого комфорта.  Тусклое освещение, без заморочек вырезанные каменные кресла, никаких тебе соблазнительных валькирий, никаких пиров, спят вповалку, руки не моют, укрываются шкурами...  В общем, ни разу не Олимп. Но, кто знает, может скандинавским богам так привычнее, и они за высокие демократические стандарты и  спартанский образ жизни (хотя в Спарте хоть тепло было.... ).

Один в Вальгалле
Один в Вальгалле

За Тьяльфи тайком увязывается его сестренка Ресква (при этом бросив пожилых и немощных родителей на произвол судьбы), и дальше события разворачиваются под девизом  "есть женщины девочки в скандинавских селеньях".  В самом прямом смысле этого выражения.

Сюжет пересказывать не стану, скажу лишь, что он обращается к легенде о волке Фенрире и  «Сказанию о путешествии Тора в Утгард», и в целом довольно близок к первоисточникам, разве что стимулом для путешествия в Утгард (землю великанов) оказывается не любопытство и желание испытать свою силу (хотя без этого, разумеется, тоже не обойдется, не пренебрегать же такой интригующей возможностью), а благородное стремление спасти смертного (или отвязаться от настырной девчонки, и еще вопрос, что проще).

  На экраны московских кинотеатров вышел фильм "Вальгалла. Рагнарек",  в основе которого лежат скандинавские мифы, ранее обыгранные в комиксах  Марвелл.-5

Волк тоже выступает в не самой привычной для себя ипостаси (сохраним интригу), и ужасно напоминает своего собрата из сказки про Красную Шапочку. Впрочем, может эти истории имеют общий корень?

Приключения героев в основном сняты в манере Питера Джексона, так что темноты и батальности (несмотря на небольшие количества сражающихся) хватает с лихвой.  Впрочем, мрачность тут  вполне уместна. А вот образ главной героини - девочки Ресквы мне оказался не близок от слова совсем. Наглая девчонка буквально излучает эгоцентризм, и ни разу не ассоциируется с прекрасным дитя света, как бы этот свет не сиял у нее в животе.

Ресква
Ресква

Несмотря на некоторые спорные моменты и неторопливость разворачивающихя событий, смотреть оказалось довольно интересно. В том числе и потому, что вроде бы простая история таит в себе порядочное количество смыслов и отсылок, и твердой рукой Тора затаскивает зрителя в пучины скандинавских мифов. А там есть чем увлечься и вдохновиться. Или увлечь кого-нибудь еще (вдруг вам срочно надо объяснить ребенку, что реферат по Старшей Эдде - не занудство, а повод отыскать свой кусок волшебного мира, вот это как раз сюда :))

Кстати, вот чего не хватило мне в фильме (помимо другой Ресквы), так это некоторых пояснений и подробностей.  Потому что ряд моментов становится интереснее, когда понимаешь, что именно за ними стоит.

Например, те испытания, которые предлагают Тору великаны, это исключительно божественного уровня задачи. И с этой точки зрения это не попытка унизить, а проявление уважения. Скажем, рог  - соединен с мировым океаном, поэтому никогда не пустеет.  Танец - это танец со Старостью, он всегда заканчивается смертью. И в сказании великан затем поясняет затосковавшему Тору, что хоть он и проиграл, но проиграл ровно настолько, чтобы не развалить мир на кусочки. Правда там возникает вопрос, кто больше Боги - Тор  или великан?
Или вот волк Фернир - он ведь не просто щенок, принесенный Локи, он вообще-то его сын....

Провозглашаемая  идея фильма несколько отходит от сложных хитросплетений. Она проста и прямолинейна.  Людям нужны боги, богам нужны люди. И тогда не миновать вселенской гармонии, несмотря на волков, великанов и прочие жизненные неурядицы.