То, что идея книги должна просвечивать сквозь все ухищрения, и спора нет. ставим ее на первое место в арсенале средств писателя.
Но значимость композиции текста и его художественность порой спорят за место на пьедестале. Чему же писателю уделить первоочередное внимание?
Недавно читала самиздатную печатную книгу начинающего автора. Он просил дать общую оценку, хотел понять, можно ли с ней выходить на приемную комиссию в Союз писателей или следует еще поучиться где-нибудь?
С первых страниц меня восхитил его язык: красочные прилагательные, редкие существительные, синонимы, сравнения, метафоры. Вот думаю: совершенный писатель, ему не нужно ходить в писательскую школу, он безупречен! Читаю первую страницу, пятую, десятую, сороковую – ничего не цепляет, хотя что-то туманное происходит. Люди перемещаются, что-то делают, потом исчезают, появляются новые персонажи. Тут уже и первые персонажи забыты, и новые мельтешат – совсем чужие: никого не жаль, ни за кого не переживаешь, никого не опасаешься, ни от кого ничего не ожидаешь.
Художественность важна, тут и спора нет. Владея ею, можно зримо описать и декорации произведения, и характер героя, и вызвать эмоции и чувства у читателя – печаль, симпатию, неприязнь к герою. (В первых записях своего канала я рассматривала, какие требования предъявляются отдельно к каждому блоку писательской техники).
Но попавшая мне в руки книга ясно показала, что художественность можно задвинуть на задний план. Лучше писать просто, но ясно, чем витиевато и расплывчато!
Художественность возвышает произведение, но только если она не переливается через край. Но если буквально каждое действие героя наполняется художественностью, то само действие выхолащивается. Можно, например, написать: «Герой вошел в прихожую и повесил пальто на крючок вешалки». А можно подпустить красивостей: «Герой с шумом ввалился в прихожую, громко пыхтя, расстегнул пуговицы, аккуратно, одну за другой. Нашел свободный крючок на вешалке и повесил пальто повыше». Зрима ли эта сцена? Да! Но если все сцены написаны с такой зримостью, как читатель будет расставлять приоритеты? В книжке, которую я читаю, таких приоритетов нет. Все написано одинаково изящно. Художественность следует оттачивать только на ключевых моментах произведения!
А кто же их назначает, ключевые моменты? Разумеется, сам автор, выстраивая композицию. И не только в ее классическом виде для всего произведения целиком: с завязкой, перипетиями, кульминацией и развязкой. Но и композицию каждой главки. В них тоже даются вводные описания, развитие сцены, какие-то опасности, противоборства, и, как правило, неясность-наживка в конце каждой главы. И тут уж автору необходимо чувствовать, угадывать, находить с помощью интуиции: в каких местах усилить сцену эмоционально, в каких дать красочный пейзаж, а где дать описание совсем простыми словами.
Даже если вы делаете первые шаги в литературе и пока вам сложно выстроить классическую композицию, запомните главное правило: чередование хорошего и плохого! Если вы пишете короткий рассказ, наполняйте его событиями разного знака примерно через страницу. Вот герой почти достиг своей цели, но вдруг какие-то помехи мешают случиться желанному событию. Встревожив читателя, подарите ему надежду на следующих страницах, снова дав герою увернуться от неприятностей!
Взгляните снова на иллюстрацию над текстом: на пьедестале ведь три призовых места. На вершине, вы согласитесь, неизменно будет Идея произведения! Композицию ставим на второе место, и третье место отдаем Художественности :).