ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством», в котором указывается: «п. 1.1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства».
«п. 2.1. Учреждения и организации, в ведении которых находятся централизованные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводы, используемые одновременно для хозяйственно-питьевых и технических целей, постоянно контролируют качество воды на водопроводе в местах водозабора, перед поступлением в сеть, а также в распределительной сети». 3. СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода.
Организации, осуществляющие … холодное водоснабжение с использованием централизованных систем … холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества … питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Правила предоставления коммунальных услуг утвержденные Постановлением Правительства РФ 26.09.1994г. № 1099.1.5. Исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам: по холодному водоснабжению — гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора; 3.2. Контроль за правильностью пользования услугами осуществляется исполнителем в соответствии с договором или представителем специализированного предприятия, имеющего право допуска к установкам водоснабжения.
4.1. Потребитель имеет право: 4.1.1. На получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья. 4.1.2.
Таким образом, если из водопроводного крана течет загрязненная вода, то ее использование может нанести вред здоровью, вызвать неисправность бытовой техники и представляет угрозу безопасности. Действующее законодательство позволяет потребителю не оплачивать некачественную услугу, т.е.
за такое водоснабжение можно не платить.
Многие водопотребители уже воспользовались таким правом. В частности, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области выиграло сразу три судебных процесса в защиту неопределенного круга лиц против организаций, оказывающих населению услуги по поставке питьевой воды.
- если коммунальные услуги предоставляются с нарушениями, то потребитель может рассчитывать на получение компенсации, в размере 30% от уплаченной суммы.
Такая мера воздействия была принята Правительством РФ для того, чтобы мотивировать управляющую компанию качественно выполнять возложенные на неё обязанности по обеспечению жильцов многоквартирного дома жизненно необходимыми услугами.
Как составить жалобу на предоставление коммунальных услуг с нарушениями
Если жильцам многоквартирных зданий коммунальные услуги предоставляются с нарушениями, или вовсе отсутствуют, то им необходимо предпринять следующие шаги:
- вызвать сотрудника управляющей компании для составления акта о ненадлежащем предоставлении жизненно необходимых услуг;
- составить претензию вместе с сотрудником коммунальной службы;
- потребовать провести перерасчёт за предоставленные услуги и вернуть потребителю разницу.
Для того, чтобы пригласить сотрудника управляющей компании для фиксации некорректного предоставления коммунальных услуг, необходимо написать заявление в её офисе.
Горячее водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение».
Как видно из п.6 Правил, вода все же ДОЛЖНА БЫТЬ надлежащего качества. А п.7. тех же Правил указывает на тех, кто несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды.
Это ресурсоснабжающие организации (Исполнитель).
Одновременно с этим у нас, как у Потребителей, есть права, четко прописанные в п. 51:
► получать в необходимых объемах КУ надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья, не причиняющие вреда его имуществу;
► получать от Исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении КУ ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;
► требовать от Исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу Потребителя вследствие непредоставления и предоставления КУ ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством РФ.