Знаете ли вы, что Айвазовский — чемпион среди русских художников по количеству персональных выставок? При жизни мастера их было более 120. Не исключено, что это и мировой рекорд. Людям нравится смотреть на марины этого автора, и я не исключение.
Всем, кто скучает по морю, предлагаю полюбоваться тремя морскими пейзажами кисти Айвазовского. Чтобы получить разные впечатления, посмотрим на море в разных состояниях: спокойное, волнующееся и штормовое.
«Кронштадт» 1897 года
Эта марина не самая известная, и в музее ее не посмотришь. Последний раз она засветилась в 2006 году, когда была продана на аукционе в Лондоне примерно за 300 000 долларов. Сейчас полотно хранится в частной коллекции.
Картина написана на закате жизни художника и демонстрирует мастерство Айвазовского в лессировках и работе с цветом. На холсте он смог изобразить обширное пространство, наполненное светом и воздухом. Спокойная водная гладь плавно переходит в светлое небо, и если бы не полоска суши на горизонте, мы не заметили бы границы между двумя стихиями.
Обратите внимание, как мастер затемняет три угла картины, оставляя высветленной верхнюю левую часть. Этот прием позволяет нам интуитивно дорисовать окрестности, не поместившиеся на холсте. Справа — граница берега, а слева — бесконечность открытого моря.
«Черное море», 1881 год
Айвазовский писал картины в стиле романтизма. В начале XIX века это направление набрало силу, а во второй половине сменилось реализмом и стало считаться устаревшим. Но всякий раз, когда критики начинали писать о вторичности и самоповторах Айвазовского, он рождал очередной шедевр. Среди них — «Черное море», которое многие считают вершиной творчества мастера.
У марины есть другое название: «На Черном море начинает разыгрываться буря». Именно этот момент виртуозно изобразил художник. Море вдали кажется еще спокойным, но на переднем плане одна за одной бегут свинцовые волны. На горизонте едва виден кораблик, кажущийся хрупким и ненадежным в окружающей его неспокойной стихии.
«Среди волн», 1898 год
Если в «Черном море» буря лишь начинается, то здесь она уже разразилась. В этом изображении шторма нет ни одной спокойной точки — все вздымается, опадает, рождает брызги и пену. Художник использует сдержанную цветовую гамму из сине-зеленых оттенков, но максимально работает со светотенью. Мы видим и уходящие в черный цвет тучи, и высветленные пенные гребни под ними. Такой контраст делает картину эмоциональной и драматичной.
Мастер написал это полотно в 82 года и называл его одним из любимых. Глядя на него, легко услышать шум волн и вой ветра, но проскальзывающий сквозь тучи луч света дает надежду на скорое завершение бури. Айвазовский завещал картину родному городу Феодосии, в музее которой и хранится шедевр.
Картины Айвазовского — настоящая энциклопедия моря, особенно штормового или написанного в момент перемены погоды. Вот еще несколько картин мастера.
Если вам понравилась эта подборка картин Айвазовского, поставьте лайк и подписывайтесь на канал! Также предлагаю посмотреть на другие марины мастера в этом нарративе.