Три шедевра Айвазовского

125 прочитали

Знаете ли вы, что Айвазовский — чемпион среди русских художников по количеству персональных выставок? При жизни мастера их было более 120. Не исключено, что это и мировой рекорд. Людям нравится смотреть на марины этого автора, и я не исключение.

Всем, кто скучает по морю, предлагаю полюбоваться тремя морскими пейзажами кисти Айвазовского. Чтобы получить разные впечатления, посмотрим на море в разных состояниях: спокойное, волнующееся и штормовое.

«Кронштадт» 1897 года

Иван Айвазовский. «Кронштадт». 1897
Иван Айвазовский. «Кронштадт». 1897

Эта марина не самая известная, и в музее ее не посмотришь. Последний раз она засветилась в 2006 году, когда была продана на аукционе в Лондоне примерно за 300 000 долларов. Сейчас полотно хранится в частной коллекции.

Картина написана на закате жизни художника и демонстрирует мастерство Айвазовского в лессировках и работе с цветом. На холсте он смог изобразить обширное пространство, наполненное светом и воздухом. Спокойная водная гладь плавно переходит в светлое небо, и если бы не полоска суши на горизонте, мы не заметили бы границы между двумя стихиями.

Обратите внимание, как мастер затемняет три угла картины, оставляя высветленной верхнюю левую часть. Этот прием позволяет нам интуитивно дорисовать окрестности, не поместившиеся на холсте. Справа — граница берега, а слева — бесконечность открытого моря.

«Черное море», 1881 год

Иван Айвазовский. «Чёрное море», 1881
Иван Айвазовский. «Чёрное море», 1881

Айвазовский писал картины в стиле романтизма. В начале XIX века это направление набрало силу, а во второй половине сменилось реализмом и стало считаться устаревшим. Но всякий раз, когда критики начинали писать о вторичности и самоповторах Айвазовского, он рождал очередной шедевр. Среди них — «Черное море», которое многие считают вершиной творчества мастера.

У марины есть другое название: «На Черном море начинает разыгрываться буря». Именно этот момент виртуозно изобразил художник. Море вдали кажется еще спокойным, но на переднем плане одна за одной бегут свинцовые волны. На горизонте едва виден кораблик, кажущийся хрупким и ненадежным в окружающей его неспокойной стихии.

Фрагмент картины «Черное море» с лучшей передачей цвета
Фрагмент картины «Черное море» с лучшей передачей цвета

«Среди волн», 1898 год

Иван Айвазовский. «Среди волн», 1898 год
Иван Айвазовский. «Среди волн», 1898 год

Если в «Черном море» буря лишь начинается, то здесь она уже разразилась. В этом изображении шторма нет ни одной спокойной точки — все вздымается, опадает, рождает брызги и пену. Художник использует сдержанную цветовую гамму из сине-зеленых оттенков, но максимально работает со светотенью. Мы видим и уходящие в черный цвет тучи, и высветленные пенные гребни под ними. Такой контраст делает картину эмоциональной и драматичной.

«Среди волн», фрагмент
«Среди волн», фрагмент

Мастер написал это полотно в 82 года и называл его одним из любимых. Глядя на него, легко услышать шум волн и вой ветра, но проскальзывающий сквозь тучи луч света дает надежду на скорое завершение бури. Айвазовский завещал картину родному городу Феодосии, в музее которой и хранится шедевр.

Картины Айвазовского — настоящая энциклопедия моря, особенно штормового или написанного в момент перемены погоды. Вот еще несколько картин мастера.

Иван Айвазовский. «Американские суда у скал Гибралтара», 1873
Иван Айвазовский. «Американские суда у скал Гибралтара», 1873
«Выживший», 1880
«Выживший», 1880
«Закат над побережьем Крыма», 1875
«Закат над побережьем Крыма», 1875
«Закат над Ялтой», 1861
«Закат над Ялтой», 1861
«Кораблекрушение в шторм», 1886
«Кораблекрушение в шторм», 1886
«Корабль в неспокойном море»
«Корабль в неспокойном море»
«После бури»
«После бури»
«Морской пейзаж», 1887
«Морской пейзаж», 1887

Если вам понравилась эта подборка картин Айвазовского, поставьте лайк и подписывайтесь на канал! Также предлагаю посмотреть на другие марины мастера в этом нарративе.