Адепты всесильной невидимой руки рынка™ уже более-менее остались в прошлом нашей страны, но дело их живёт.
Поэтому приходится объяснять простые вещи. Поговорим о конкуренции, наличие которой некоторыми преподносится как безусловное благо.
И действительно. Конкуренция подстегивает к самосовершенствованию в бесконечной борьбе. Неэффективные решения отсеиваются. Неэффективные игроки выбывают. Остаётся самое лучшее. Отсутствие же конкуренции позволяет расслабиться, обрасти неэффективными надстройками и диктовать всем вокруг условия.
Но реальность очень редко можно оценить в категориях хорошо/плохо, чёрное/белое. Всё завсист от бесконечного количества условий.
Разберём на примерах:
1. Грибники
Вася и Петя решили заработать. Для этого - собрать грибы и принести их в пункт приёма. Там за ведро грибов платят 100 монет.
Они пошли в лес и собрали там грибов. Вася собрал 2 ведра, а Петя только половину. Вася сдал грибы и получил 200 монет. Петя не смог сдать грибы, потому, что не набрал даже одно ведро, а больше грибов мальчики не нашли.
В итоге, в 200 монет было преобразовано не 2 ведра грибов, а 2,5. К тому же Петя обиделся на Васю, что тот быстрее него обобрал все грибные места.
Мораль: Те, кто проигрывает конкуренцию тоже расходуют ресурсы на достижение цели и повышают социальную напряженность.
2. Строим дом
Дети строят домики из конструктора. Детали у них лежат в большой куче на столе, они свободно подходят к этой куче и берут из неё недостающие компоненты.
Тут появляется взрослый. Он объявляет конкурс: "Кто первый построит из конструктора дом (по образцу), тому достанется шоколадка".
Дети оживлённо принимаются за строительство. Они наперегонки набирают горстями детали, пока куча не заканчивается совсем.
И тут выясняется, что у каждого ребенка не хватает деталей, чтобы завершить свой дом. Дети начинают спорить и отнимать друг у друга детали. А взрослый, посмеиваясь, уходит. Не победил никто.
Мораль: "В условиях недостаточности ресурсов, совершенная конкуренция не является оптимальной."
Лучшее, что могли сделать в данной ситуации дети, это вместе построить один дом и получить одну шоколадку на всех. Это больший выигрыш, чем затратить усилия и не получить ничего.
3. Гонка вниз
Покупатели любят колбасу. Её производят много фирм, и конкуренция в этой области серьёзная. И тут, для победы в конкурентной гонке одному из производителей приходит в голову заменить часть мяса в колбасе на мясозаменитель (ну допустим сою). Это приведет к ухудшению качества колбасы, но зато позволит снизить цену. Поскольку покупатель не пробует товар перед покупкой, а марок колбасы много - он предпочтёт колбасу по меньшей цене. Теперь остальные производители поставлены в жесткие условия, и, чтобы сохраниться на рынке, они тоже вынуждены снижать качество колбасы и цену на неё.
Так, что конкуренция, как и всё на свете, имеет и положительные и отрицательные стороны. Всё зависит от внешних условий и конкретной решаемой задачи.