9 подписчиков

Моему отцу 90 лет

И я шепчу тебе: "Прощай". Прощай! Мирских забот и пыток 
Не трогает тебя печаль
Внесен ты в бесконечный свиток
Тех, чья душа не горяча. Как эта смерть несправедлива,
Уносит тех, кто всем нужней.

Не встретиться нам в жизни этой
Уста замкнуты на печать
Простился ты с безумным светом
И я шепчу тебе: "Прощай".

Прощай! Мирских забот и пыток
Не трогает тебя печаль
Внесен ты в бесконечный свиток
Тех, чья душа не горяча.

Как эта смерть несправедлива,
Уносит тех, кто всем нужней.
Чужая, неземная сила
Коснется близких и друзей.

Я плакать по тебе не буду
Я буду жить, ради тебя.
Ты был примером мне повсюду.
Прощай. Прими его, Земля.
07.10.1992.

Мой дед родился в конце XIX века в селе Знаменское, через овраг от знаменитого Большого Болдина в семье церковного старосты.
Принимать или нет революцию - вопроса у него не было. В Гражданскую воевал в Поволжье, чуть-чуть не растреляли. Потом усмирял восстание дашнаков в Дагестане. К мирной жизни вернулся в Нижнем Новгороде, поступив на педагогический факультет Нижегородского университета. Там же встретил свою любовь - дочь умершего к тому времени сельского священника. Успешно окончил образование, поучаствовал в создании педуниверситета. Был на хорошем счету в системе образования советской республики. Переписывался с Крупской и тогдашним наркомом образования Бубновым. Кидали его на всякие узкие места. То ректором в Вятский пединститут, то заведующим Курского "Губернского Отдела Всеобщего Начального Образования" (есть даже фотка рядом с вывеской этого учреждения. Страсть к сокращению иногда приводила к комическим моментам).
Пошли дети. Первой родилась девочка. Назвали Розой, в честь Розы Люксембург. Вторым, 30.01.1930 родился сын. Назвали Фридрихом, в честь Энгельса. Второго сына хотели Карлом назвать, в честь Маркса. Нянька, которая с детства с поповскими дочерьми жила, да так и умерла в этой семье, возмутилась: "Вот ещё, будет карла по дому бегать". Назвали Георгием. Оказалось в честь болгарского коммуниста Дмитрова :)
Мой папа Фридрих родился по пути, в Починках Нижегородской области. Две недели там пожил и так никогда туда и не возвращался.
В 1934 году в Курске ночью пришли. Семёна Ивановича (отца) забрали, переписку изъяли, матери дали два дня, чтобы пристроить троих малолетних детей, после этого тоже арестовали. Мать продержали полгода в камере, потом молча, ничего не объясняя выпустили на улицу.
Семён Иванович вернётся только в 1953, будет строить Норильск, подорвёт здоровье и умрёт в 1966. Но о нём позже, если будет интересно.
Детей заберёт дальняя родственница и увезёт в Нижегородскую область. Так они и вырастут в райцентре Павлово. Мать будет работать учительницей химии, с ними же будут жить мамина сестра и нянька.
Если бы не отменили серебряные школьные медали Фридрих ее бы получил. Тем более, что у Розы уже была золотая. Он мечтал быть военным, может даже лётчиком. Валерий Чкалов - один из кумиров. Но сыну врага народа дорога туда была закрыта. Поэтому он окончил с отличием Горьковский политехнический институт по специальности "автомобилестроение" и поехал работать в Москву на ЗИЛ.
Москва не подошла. А может были какие еще соображения, но во всяком случае он поехал в первых рядах по комсомольскому призыву на целину. Граница Алтая и Казахстана. Бурлинский район. Первую зиму жили в вагончиках, лето - в землянках. Ему уже 25 лет и жизнь сообщает, что не зря он сорвался за тридевять земель. В соседний лесхоз приезжает новая фельдшер Зина, на 8 лет его младше, но это не мешает прожить им вместе "тридцать лет и три года". Зина выросла в дебрях Кемеровской области, в семье ссыльных раскулаченных уральских крестьян, и родилась через полгода после того, как всех мужиков ( в том числе и ее отца) забрали в конце 1937 года во "второй волне борьбы с кулаками". Она с 14 лет живёт самостоятельно и умеет по хозяйству всё. Выросший без отца Фридрих наоборот не очень умеет обращаться с инструментами. Зато душа компании, чудесный рассказчик и принципиальный коммунист. Поэтому когда его судьба переводит с должности инженера МТС на партийную работу, он считает это добрым знаком.
Они переезжают в Барнаул, где, после 10 лет брака, у них, наконец, появляюсь я. Там папа оказывается "на своём месте" - секретарём парткома Барнаульского шинного завода, а через несколько лет - секретарём парткома уже Новосибирской высшей партийной школы. Так сказать олицетворяет партийную совесть.
Он искренне верит в коммунистическую идею, при этом не хапает себе избыточно привилегий и материальных благ. Да, как у крупного руководителя у него была квартира в центре города и в отпуск он ездил на Кавказ. Только отпуск был дай бог раз в два года. И в квартире он только ночевал.
Мои осознанные впечатления общения с ними включают лет 10. Он стал появляться дома чаще примерно с 1982 года. В 1990 году его "проводили" на пенсию. И он внезапно ощутил свою ненужность. Нет, он все еще ездил с лекциями общества "Знание", пытался устроиться на работу в техникум преподавателем новейшей истории, но все это было уже не то. Он умер 6 октября 1992 года. Вместе с последним днём Конституции Советского союза.

Он никогда не отмечал чьих то дней смерти. Вот и я отмечаю только его День Рождения!