Незаслуженно обойденной на нашем канале до сих пор остается тема концептуальных альбомов. Постараемся за несколько заметок этот пробел восполнить и рассказать о самых на наш взгляд интересных творениях, как с точки зрения концепции, так и качества исполняемого материала.
Концептуальные альбомы бывают нескольких типов. Основных, к которым относится большинство альбомов - два. Первый, автор или группа авторов музыки и текстов плюс нанятый состав певцов и инструменталистов. Такой вариант называют рок-оперой или мюзиклом. Второй, это сочинение одного музыкального коллектива (группы), им же и исполняемое. Другие варианты будем отмечать по мере их попадания в данный цикл заметок.
Впрочем, не будем дальше тянуть кота за хвост и начнем с самого знаменитого концептуального альбома всех времен и народов. Таковым бесспорно является рок-опера "Jesus Christ Superstar". Творение композитора Эндрю Ллойд Уэббера (Andrew Lloyd Webber) и автора лирики Тима Райса (Tim Rice) вышло на виниле в сентябре 1970 года в Великобритании и в мае 1971 года в США. Уже после этого оно стало бродвейской постановкой. А спустя два года и фильмом Нормана Джуисона (Norman Jewison). Сюжет базируется на последней неделе жития Иисуса Христа согласно истории, рассказанной в синоптических Евангелиях (от Матвея, Марка и Луки) и книге "Жизнь Христа" американского католического епископа (позже архиепископа) Фултона Джона Шина (Fulton John Sheen), которая сравнивает и сверяет все четыре Евангелия (три названных плюс Евангелие от Иоанна). Сюжет пересказывать не вижу смысла. Его, кажется, знают все. А тем, кто не знает, помочь уже ничем нельзя.
Впрочем, взгляд авторов на произошедшие два тысячелетия назад события далек от канонического и предлагает свободную интерпретацию психологии Иисуса и других библейских персонажей. Иронические намеки на современную жизнь рассеяны по всему произведению. Соответственно, постановки на сцене и и особенно упомянутый кинофильм содержат много намеренных анахронизмов. Большая часть сюжета сосредоточена на Иуде, который несогласен с новыми веяниями в учении Иисуса и направлением, в котором тот ведет учеников (не в географическом смысле разумеется).
I remember when this whole thing began
No talk of God then - we called you a man
Вот основной лейтмотив поступков Иуды.
Роль Иуды исполнил (спел) Мюррей Хэд (Murray Head), киноактер, автор-исполнитель, впоследствии спевший ещё в одном прославленном концептуальном произведении. Роль Христа досталась тогда ещё не слишком известному молодому певцу Яну Гиллану (Ian Gillan). В какой группе он будет петь и чем знаменит, известно многим. Поэтому на нем подробно останавливаться не будем.
Третья главная роль, Марии Магдалены, была спета Ивонн Эллиман (Yvonne Elliman). Молодую певицу Уэббер и Райс нашли в клубе "Pheasantry folk" расположенном на Кингс-роуд в лондонском районе Челси. Эллиман оказалась единственной исполнительницей, которая спела не только в оригинальной версии, изданной на пластинке, но и в фильме. Позже она работала с Питом Таунсендом, Эриком Клэптоном, а также с Bee Gees.
Из других исполнителей стоит отметить Джона Густафсона (John Gustafson - Quatermass,The Merseybeats, Ian Gillan Band, Roxy Music, Episode Six, The Spencer Davis Group ) в роли первосвященника Каиафы и Виктора Брокса (Victor Brox - The Aynsley Dunbar Retaliation) в роли Си́мона Канани́та (Зилота). Совсем небольшая роль священника была у Гэри Глиттера, выступившего под псевдонимом Пол Рэйвен (Paul Raven).
Музыка вышла у Уэббера абсолютно гениальная. Среди арий главных, да и второстепенных персонажей, нет проходных. Соединяющие их инструментальные эпизоды создают уникальную неповторимую атмосферу. Эндрю Ллойд написал ещё немало очень известных произведений. Но в них потенциальных хитов два, максимум три, на каждое. А здесь их целая россыпь. Это та музыка, которую должен хоть раз в жизни услышать каждый.
Ютуб канал JuanRa Rivas. Отрывок из фильма Нормана Джуисона. В роли Иуды темнокожий американский актер и джазовый/ритм-энд-блюзовый певец Карл Андерсон (Carl Anderson). Да, в фильме был практически полностью другой состав исполнителей нежели на оригинальной пластинке.
Следующим рассматриваемым альбомом станет вышедший в 1984 году мюзикл "Chess". Почему именно он? Ну, во-первых, потому, что это действительно один из успешнейших концептуальных альбомов, а во-вторых, есть две фигуры, объединяющие оба альбома, обозреваемые в данной заметке. Это Тим Райс и Мюррей Хэд. Тим стал автором либретто и текстов к музыке бывших участников группы ABBA Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеуса (Benny Andersson & Björn Ulvaeus). А Мюррей опять же исполнил в постановке, аллегорически отражавшей напряженные международные отношения в годы Холодной Войны, одну из главных ролей.
Матчи за титул чемпиона мира по шахматам стали в 70-е и 80-е годы прошлого века не просто спортивным состязанием, а полем битвы, где Советский Союз и Запад пытались продемонстрировать преимущества социалистической или капиталистической системы.
Впервые идея создать мюзикл на тему шахматного противостояния возникла у Тима Райса в начале 70-х во время знаменитого Матча Века между американским шахматистом Бобби Фишером и представителем СССР Борисом Спасским, проходившего в 1972 году в столице Исландии Рейкьявике. В окончательный сюжет позже были вплетены детали противостояния другого советского гроссмейстера Анатолия Карпова и диссидента, покинувшего Союз и выступавшего под флагом Швейцарии, Виктора Корчного. Эти двое провели очень напряженные (особенно первый) и очень политизированные матчи в 1978 и 1981 годах. Однако на одной политике далеко не уедешь, и в историю была добавлена любовная линия.
Видео канала ChessVEVO. Для раскрутки альбома были сняты несколько клипов.
Но, когда Райс окончательно дозрел до осуществления своего замысла, он не встретил понимания со стороны своего постоянного партнера по творчеству Эндрю Ллойд Уэббера. Тот был занят работой над мюзиклом "Cats". Взамен Райсу предложили сотрудничество с авторами многочисленных хитов шведской группы ABBA Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом. Андерссон и Ульвеус ранее не работали с крупными формами, но Райс согласился без особых сомнений, ибо как он позже писал: "В стиле ABBA чувствовалась определенная театральность".
Видео канала ChessVEVO.
Далее последовала первая встреча в Стокгольме в декабре 1981 года с обсуждением возможной совместной работы над музыкальной постановкой. Затем почти год спустя была новая встреча уже в Лондоне, куда ABBA приехала презентовать сборник своих синглов. Готовность сотрудничать была подтверждена. Проект получил рабочее название "Chess - Шахматы", которое осталось без изменений и в финальном варианте. В январе 1983-го Андерссон и Ульвеус начали работу над музыкой на основе разработанного Райсом синопсиса. В том же месяце вся троица прокатилась до Москвы, чтобы проникнуться духом русской культурной среды и получить нужный настрой. В ноябре того же года начались рекорд-сессии в принадлежавшей Андерссону, Ульвеусу и менеджеру ABBA Стигу Андерсону студии Polar Studios. В записи принимали местные шведские музыканты и вокалисты, приглашенные певцы и певицы из Англии и Шотландии, включая уже упомянутого Мюррея Хэда, исполнившего роль американского шахматиста Фредди Трампера. В окончательный микс вошли ещё и оркестровые и хоровые партии, исполненные Лондонским Симфоническим оркестром и лондонским же хором The Ambrosian Singers, который известен своим участием в многочисленных оперных постановках, а также записях бродвейских мюзиклов, саундтреков и рождественских альбомов поп-звёзд.
Видео канала ChessVEVO.
27 октября 1984 года в концертном зале Barbican Centre опять же в Лондоне стартовал показ представлений The Chess in Concert. Двумя днями позже вышел двойной альбом "Chess". Он взобрался на первую строчку хит-парада в Швеции и пробился в первую десятку в Великобритании и Западной Германии.
Видео канала ChessVEVO. В студийную версию этот номер в исполнении шведского певца Бьорна Скифса ( Björn Skifs ) не вошел. Его можно найти на саундтреке к фильму Chess in Concert.
Музыкально всё было сделано ярко и богато с влияниями от итальянской оперы до модной поп-музыки на основе синтезаторов. На диске было несколько ударных номеров, среди которых выделяются "One Night in Bangkok" и "I Know Him So Well". Впрочем такого целостного впечатления как "Jesus Christ" "Шахматы" не производят. Тем не менее, послушать этот альбом стоит и как неплохое музыкальное произведение, и как свидетельство не так уж далеко отстоящей от нашего времени эпохи.