Найти в Дзене
Уголок нытика

Три гвоздя в крышку гроба КВН

Смотрю КВН больше 25 лет. Я, конечно, не самый древний зритель этой передачи, но для основной ее аудитории являюсь чем-то вроде динозавра. Потому считаю, что имею достаточный опыт просмотра, что заявить следующее: КВН мертв. Уже довольно давно. То, что с ним происходит в настоящий момент, лично мне напоминает мучения старой коровы, из которой последние несколько лет пытаются выдоить последнее, каждый раз опасаясь, что дойка может стать последней. В ход идет все: проводят эксперименты с пылесосом, нанимают психолога, чтобы он убедил ее лучше доиться, назначают над дояркой менеджера по увеличению надоев, который разрабатывает для доярки дресс-код и пропускную систему входа в стойло. Да и от самой доярки теперь требуется высшее образование и знание китайского языка. Только корова с каждым годом все плоше и плоше.

Казалось бы, юмор всегда пользуется спросом. Откуда взяться кризисам? Вот три основных проблемы:

1. Зрители.

Как ни странно, главная проблема КВН – зрители. Прежняя публика юмор познавала из выступления советских сатириков, которые были мастерами своего дела. Сатира для нынешнего зрителя КВН – это 50 одинаковых постов в соц.сети с комментарием «на проект было выделено 100 миллиардов».

Естественно, предложение тут же начинает соответствовать спросу. Уважающий себя текстовик никогда не будет тратить свои силы, вкладывать душу во что-то, что не будет достойно оценено аудиторией, не доросшей до этого чего-то. Он пойдет искать, как более или менее удачно монетизировать свои таланты.

Например, я заметил, что гораздо чаще стали использовать вместо шуток кучу банальных оскорблений специально подготовленного актера.

Денис Дорохов, команда КВН "Камызяки", кадр из игры КВН "Встреча выпускников" 2019
Денис Дорохов, команда КВН "Камызяки", кадр из игры КВН "Встреча выпускников" 2019

- Выходят «Камызяки». Азамат говорит: «Дорохов, капец, ты урод». Все счастливы и смеются.

- Выходят действующие чемпионы «Так-то». Ивану говорят: «Капец, ты урод». Все счастливы и смеются.

- Выходят «Нате». Валдису говорят: «Капец, ты урод». Все счастливы и смеются.

Иногда вместо «урода» этот специальный человек занимает должность «жирный» или «лошара». Никаких других функций нет. Человек всегда используется для того, чтобы в очередной раз получить порцию оскорблений.

Когда я об этом рассказывал одному парню моложе себя, он возразил: «Ты не понимаешь просто, это современный юмор. Теперь в тренде такие оскорбления».

Пришлось объяснять, что его современный тренд совершенно не изменился со времен средневекового уличного театра.

Выходит арлекин, дает подзатыльник Пьеро со словами: «Капец, ты урод.» Все счастливы, все смеются.

Вот и получается, что с таким зрителем, КВН и дальше будет показывать нам карабасобарабасовские «33 подзатыльника».

2. Цензура

Хоть все редакторы и сам Васильич отрицают в КВН наличие цензуры, ни для кого не секрет, что она есть. Причем, цензура идет сразу с двух сторон: с одной стороны, телеканал вычищает все, что может не понравиться тем, кто выше, а с другой – внутренняя цензура КВН, которая вычищает все, что может не понравиться каналу. Очень показательная история была с командой «Союз». В 2013 они мимо редакторов пронесли напрямую к Васильичу «социальную рок-оперу». Зал был порван в клочья, номер стал одним из самых известных в КВН. Но команду за это редакторы уничтожили в следующей игре. А вот в сезоне 2014 сильно сглаженный и удобный всем «Союз», ругавший кого положено, спокойно стал чемпионом.

Но самое печальное, что для поддержания иллюзии свободомыслия командам периодически разрешают шутить на какую-нибудь одну «острую» тему. Начинается черт знает, что. Все команды пытаются пролезть в эту форточку, ни у кого толком не получается. По итогу чаще всего в эфир идет 3-4 шутки на эту тему. И они совершенно не смешные. Но и этого хватает, чтобы у отдельных обозревателей игры начиналось обильное слюноотделение и резкая выработка эндорфина. Это ж сатира! А зрителям абсолютно фиолетово.

Владимир Путин на юбилейном выпуске передачи КВН-50
Владимир Путин на юбилейном выпуске передачи КВН-50

Ну и, конечно, из-за запрета шутить на актуальные темы ВИА «КВНушка» начинает хором исполнять песню «Владимир Путин – молодец», а также набрасываться на любых женщин в жюри, рассыпаясь в комплиментах, как 13-летние мальчики перед молодой учительницей, которая для них не столько педагог, сколько объект эротических фантазий.

И так будет продолжаться, ведь Васильичу нужно иметь хорошие отношения с верхами, иначе могут пересмотреть историю с домом КВН.

3. Другие проекты

Когда-то КВН был чуть ли не единственной возможностью заявить о себе. Начать работу по обратную сторону зомбоящика можно было только через клуб. Естественно, качество юмора было заметно выше. Сейчас появилось множество других проектов, в которых можно «засветиться». Причем, чтобы попасть в телевизор, в КВН по-прежнему нужно пройти семь кругов ада и огромное количество лиг. Зачем все это делать, если можно проще, быстрее и денежнее? Вот авторы и разбегаются по каналам, минуя всю эту романтику с энергетиками, легкими наркотиками, дошираками 3 раза в день на протяжении 10 лет, да еще с осознанием того, что деньги за Ваши усилия получает только Масляков.

Самое печальное, что те, кто прошел всю эту школу, чаще всего проигрывают в качестве контента тем, кто ее миновал. К примеру, есть куча комиков в жанре «STAND UP», о которых Вы услышите впервые, но при этом они Вас прилично насмешат, а следом переключите на «Однажды в России», где собраны сливки КВНа недавнего прошлого, вздохнете, покраснеете удушливой волной, да и выключите.

Набирающий популярность в России жанр "Stand Up"
Набирающий популярность в России жанр "Stand Up"

По итогу могу сказать, что из трех основных причин упадка КВН, две вообще лежат вне поля влияния клуба. Отсюда и неутешительный прогноз. В ближайшее время передачу, конечно, не закроют, но лучше уже не будет. А значит, семья Масляковых будет выжимать деньги из веселой молодежи в два раза усерднее, а мы с вами будем за этим наблюдать.

кадр из игры спецпроект «Кубок мэра Москвы» 2016
кадр из игры спецпроект «Кубок мэра Москвы» 2016