В тот день меня пригласили на чайную церемонию. Церемония должна была состояться вечером. Сказали: "просто приходи, а там поймешь и увидишь все сам».
Весь день была переменная погода: то дул сильный прерывистый ветер, поднимая и заворачивая клубы пыли, то стояла тишь да благодать, сквозь которую проступало тепло.
Но в воздухе все равно было неспокойно. Синоптики обещали "переменную погоду с грозой". И верно: грозовые облака где-то мелькали на горизонте, иногда проходя над «тем местом", где я находился в тот момент, гуляя по городу". Но ни грозы, ни дождя так и не наступало.
Окружающий воздух был пропитан каким-то электричеством, которое никак не могло разрядиться, поскольку гроза так и не наступала. И это немного «нервировало». Казалось, что уж лучше "пусть всю эту погоду прорвет, разрядится дождем и грозой и все на этом закончится". Но этого не происходило.
Побродив по городу и дождавшись назначенного часа, я направился в гости.
Добравшись до места, я вошел в тихую квартиру, где уже ожидали другие гости. Нас оказалось трое таких, пришедших на данное «мероприятие».
Шторы приятно затемняли комнату, создавая ауру тишины и таинственности. Мы расселись вокруг мастера, ведущего чайную церемонию, в полукруг и стали наблюдать за таинством. Были зажжены свечи, и начался ритуал по завариванию чая.
Церемония началась с необычных движений руками: "чайный мастер", описывал какие-то полукруги, овалы и т.д. И было очень необычно за всем этим наблюдать.
После определенной последовательности движений мастер разлил чай по пиалам и предложил нам попробовать. Было сказано, что это "лишь первая порция», не последняя, и впереди еще будут и другие. И хотя чай казался бесцветным, было отмечено, что "чай еще разойдется", и станет более насыщенным.
- Это лишь сейчас он «бледненький", а потом он проявит свой вкус и цвет!
Но несмотря на цвет - первая пиалка чая "пошла очень хорошо».
Мастер продолжил совершать руками свой "ритуал", и нам разлили по второй пиале.
Очень хотелось пить после полуденного зноя, и очень хотелось напиться побыстрее этого чая. Но как заверил мастер:
– Вам предстоит еще много таких пиалок отведать, - и уверил, что мы напьемся чая и жажда пройдет.
Налили третью пиалу, потом четвертую. С каждым разом цвет и вкус чая становился все более и более насыщенным.
Вокруг медленно разливалась атмосфера тишины и таинственности.
Опустошили пятую... шестую... седьмую пиалу…
Все "сие действо чайной церемонии" сопровождалось нашими неспешными разговорами. Незаметно для нас самих исчезла вся нервозность и напряженность. Нас всех пронизывала атмосфера тишины и таинственности.
Движения рук ведущего чайную церемонию завораживали.
Даже более того, в голову пришла ассоциация с карате: в карате сначала изучают ката, т.е. определенную последовательность движений, имитирующих искусство боя, и вот здесь в чайной церемонии значит также: сначала изучаются просто движения, а потом приходит мастерство их исполнения.
В карате ученик изучает сначала одну кату: блок-удар, движение-приторможение, вдох-выдох и т.д. Шлифует ее годами под руководством мастера, выполняя ее сотни тысяч раз. И ученику уже часто кажется, что у него все уже давно хорошо получается, но мастер все недоволен и недоволен. И лишь через какое-то время, через годы, мастер с облегчением говорит:
- Ну вот теперь у тебя что-то стало получаться.
И, как и оказалось, при изучении чайной церемонии тоже есть свои "ката", который выдаются ученику мастером чайной церемонии, который обучает этому действу.
В чайной церемонии видимо также (хотя может я и ошибаюсь, но в данном случае я не претендую на истину) эти движения руками в чайной церемонии получается тоже нужно выполнить сотни тысяч раз, пока они не дойдут до автоматизма. Пока сознательный ум не предаст всю внешнюю форму бессознательному.
Пока не откроется это пространство пустоты Дзен.
Где-то я читал, что "чайная церемония", как и "каллиграфия", как и "фехтование на мечах", и "стрельба из лука" является одним из искусств дзен. Является одним из способов достичь состояния Дзен.
И хотя "о дзен не говорят", ибо "кто говорит - не знает, знающий - не говорит», но уж очень захотелось порассуждать на эту тему в данный момент:
- Если чайная церемония – это одно из искусств дзен, то как у вас тут при чайной церемонии достигают Просветления? Через что…?
И сам же стал отвечать на этот вопрос, ибо "эго мое" решило проявить себя в полной красе:
- А знаю!!!... У нас же есть 5 органов чувств и мы получаем впечатления через них: зрение через глаза, слух через уши, и т.д. с прочими органами чувств: осязанием, обонянием и вкусом. Ведь когда пристально всматриваешься в одну точку, то сосредоточиваешься только на зрении, и в этот момент отключаются другие органы чувств: уже ничего не слышишь, не чувствуешь. Когда поешь «Ом», то сосредотачиваешься на звуке и непроизвольно закрываешь глаза, весь уходишь в звук, также теряя ощущения тела. А у вас, значит, работает 3 орган чувств - вкус: вы «вкушаете» чай, и тем достигаете просветления?
- Ну у нас еще есть запах. Ты почувствуй аромат чая… – ответил «чайный мастер!
И он предложил мне вдохнуть аромат из моей пиалы. И я вдохнул из пиалы с чаем.
И вот так вот мы все и стали периодически продолжать: сначала "вкушать" аромат из пиалы с чаем, а потом пить его.
Во время "вдыхания из пиалы" с чаем мне захотелось пошутить над соседкой:
– Не вдыхай так сильно! А то еще испытаешь Просветление через осязание!
Потом мы "вкушали" аромат из уже опустошенной пиалы. Причем нас просили обратить внимание, что:
а) вкус чая и аромат из пиалы каждый раз будут меняться,
б) и, хотя "нам разливают один и тот же чай", у каждого из нас будет свой собственный аромат в пиале.
Естественно, мы в это не поверили, на что нам тут же предложили обменяться пиалами друг друга и "вкусить" как пахнут пиалы соседей.
Я повернулся к соседке, и мы дали друг друга подышать из своих пиал. Удивительно, но ее пиала пахла «женщиной», т.е. из ее пиалы шел такой «женский» аромат. Она же сказала, что из моей шел очень грубый «мужской» аромат. А пили-то мы действительно один и тоже чай, и разливали нам его из одного и того же чайничка.
И тут меня опять "понесло":
– А что мы так просто сидим? Если у нас «чайная церемония», а чайная церемония — это дзен, то что мы просто так чай пьем? Давайте с пользой дела пить чай! Давайте коаны решать!
И сам же продолжил:
- Ха! Теперь я знаю, как звучит звук хлопка одной ладонью! Звук хлопка одной ладонью звучит точно так же... как «вкус этого чая»! А поскольку я не могу передать Вам вкус этого чая, поскольку он у каждого свой, то не могу и рассказать, как звучит звук хлопка одной ладонью!
Если честно, то просто хотелось сказать, что звук хлопка одной ладонью это и есть скорее всего тишина и нет никакого звука, есть только тишина и пустота, вызванные ароматом «дзен-буддийского чая».
Подписывайтесь на канал! Ставьте лайк!
И вы сможете прочитать еще много чего интересного на канале!
Рассказ о том, как я принимал участие в чайной церемонии. Часть 2-я
Юмористический рассказ о пользе изучения иностранных языков "с как можно более раннего возраста"
Юмористический рассказ о пользе внедрения цензуры в России
Фантастический рассказ о применении "завершающими эту жизнь" препарата "Любви"