[Материал не является партнерским или рекламой]
Не успели мы поговорить и о базовых вещах в сфере комплаенс, как я уже знакомлю Вас с новостями из мира бизнес-безопасности и управления рисками. Впрочем, может оно и к лучшему?;)
Однако, начну немного издалека.
В эффективной системе антикоррупционного комплаенс в организации особое место как одному из важнейших инструментов снижения рисков отводится процедурам проверки контрагентов, причем не только традиционно рассматриваемых в этом качестве иных компаний, которые вступают с Вашей организацией в какие-либо хозяйственные отношения (поставщики, клиенты (в том числе физические лица), партнеры и т.д.), но и лиц, претендующих на трудоустройство - в рамках проведения соответствующих кадровых процедур.
Предварительное осуществление проверочных мероприятий перед проведением сделки с той или иной компанией в рамках так называемого "due diligence", дословно означающего "должную добросовестность" (в отечественной практике более распространено хождение "должная осмотрительность"), может стать серьезным аргументом при обосновании целесообразности и реальности конкретной сделки в рамках налогового спора, не говоря уже о случаях коррупционных проявлений в поведении контрагента, позволив снять юридическую ответственность или существенно снизить возможные негативные последствия.
В век информационных технологий, помимо запроса учредительных документов контрагента, проведения бесед с его текущими и бывшими партнерами на предмет добросовестности и прочих "ручных" инструментов проверки все большую популярность завоевывают информационные web-сервисы, позволяющие в автоматизированном режиме получать все необходимые сведения о конкретном контрагенте в целях принятия решений о сотрудничестве и/или дальнейшем взаимодействии с ним, включая:
- все основные реквизиты: ИНН, ОГРН, наименование, фактический (юридический) адрес, контакты, сведения об учредителях и руководителе, размере уставного капитала, распределении долей (в том числе историческая динамика) и т.д.;
- сведения о прибылях и убытках, взаимодействии и аффилированности (связи) с другими компаниями, физическими лицами, участии в судебных спорах;
- публикации в СМИ о ключевых лицах компании, в том числе (или даже в первую очередь) негативного характера;
- различные индексы и показатели - долговая нагрузка, кредитное плечо, индекс платежной дисциплины...
и прочая, и прочая - в общем, все то, что вам может понадобиться для комплексной оценки добросовестности контрагента, выстраивания его "профиля", учета репутационных и иных рисков, (негативных) последствий в случае взаимодействия с ним в рамках заключаемых договоров или иных правоотношений.
При этом рынок информационных услуг по проверке контрагентов развивается весьма активно, каждый год предлагая все новые и новые инструменты и наборы данных.
В качестве основных "игроков" на этом рынке, по крайней мере в России, можно отметить, пожалуй, следующие сервисы по комплексной проверке контрагентов:
(пятерки, думаю, хватит "за глаза", но если кого-то важного пропустил, жду ваше мнение и комментарии)
Далее полемизировать о сущности каждого сервиса и в целом процедуре проверки контрагентов, возможностях, плюсах и недостатках сервисов в рамках данной заметки я, пожалуй, не буду (мы итак несколько отвлеклись, и это предмет совсем другой нашей беседы), а лучше вернусь к сути.
Итак, 29 января 2020 года на площадке Центра международной торговли (Москва) прошла XVI ежегодная конференция "СПАРК 2020", посвященная нововведениям и практике использования одноименного сервиса проверки контрагентов.
Компания (АО "Интерфакс"), как и обычно, ответственно подошла к организации мероприятия, традиционно организовав фуршет в преддверии "действа" и не поленившись сверстать мобильное приложение для участия в онлайн-опросах, просмотра всей запланированной программы (расписания) и базовой информации о спикерах, общения с коллегами.
И вот, наевшись сырников и перекусив пирожками с мясом, я устроился на свободном месте в конференц-зале неподалеку от сцены.
Краткая справка (для тех, кто "в танке"): продукт АО "Интерфакс" СПАРК (полное наименование "Сетевое издание Информационный ресурс СПАРК") является одним из лидеров в своем сегменте, позволяя в реальном времени получать комплексную агрегированную из множества официальных открытых источников информацию о компаниях и их должностных лицах. Помимо стандартных базовых наборов данных, содержащих ключевую информацию о потенциальных контрагентах, рассматриваемый сервис предоставляет пользователю также возможности по автоматизированной обработке такой информации и построению прогнозных моделей изменения тех или иных (финансовых, репутационных) показателей/индикаторов на основе проведенного анализа в целях учета рисков.
Несмотря на некоторую "статичность" мероприятия (все-таки достаточно тяжело в течение нескольких часов кряду выслушивать от ТОПов компании пиар продукта и предоставляемых им возможностей), по окончании выступлений спикеров и в результате общения с некоторыми представителями компании я отметил для себя и хочу поделиться следующим:
- на основе автоматизированного анализа больших объемов данных ("big data") в рамках Legal tech решения "СПАРК" учится выстраивать прогнозные модели исхода судебного спора конкретных компаний, что позволяет оценивать потенциальную исковую нагрузку Вашей организации или компании-контрагента (ИИ, ты ли это?!);
- в рамках основной подписки появится сервис [ЭТО ПРОСТО БОМБА] автоматизированной проверки контрагентов, позволяющий "под себя" настраивать регламенты таких проверок (учитываемые показатели, допустимые пределы их значений и т.д. по контрагенту), допускающий ручную проверку отдельных сведений (например, предоставленных организацией учредительных документов) и последующее внесение их результатов в систему, а также предлагающий формирование сводного визуализированного отчета по окончании проверки, который не стыдно и даже полезно будет захватить с собой в суд или налоговую в случае чего;
- активно развивается партнерский сервис "Dun & Bradstreet" ("Ди энд Би") (сведения о компаниях, бенефициарах и активах во всех крупных юрисдикциях на основе национальных государственных реестров, публикаций в СМИ, информации от партнеров - что может быть полезно Вашей компании при поиске активов в рамках того же форензик) и сервис с красивым названием "X-Compliance", "заточенный" на "пробив" так называемых ПДЛ (публичных должностных лиц - руководителей органов и гос.организаций различных уровней (Министры, губернаторы и т.д.)) по всем основным санкционным спискам, а также получение информации о связях (аффилированности), активах и деловой репутации ПДЛ на основе агрегированной информации из официальных публичных источников (впрочем, особых уникальных возможностей и пользы по сравнению с базовой версией "СПАРК" я не увидел, а ценник "кусается");
- ну и конечно же год от года расширяется информационная база по юридическим и физическим лицам (привет ИП), совершенствуются алгоритмы расчета показателей/индексов, контекстного различения схожих компаний (ООО Ромашка" (Нижегородская обл.) и ООО "Ромашка" (Липецкая обл.)),
ярче светит солнце, добавляются новые наборы данных (сведения об объектах интеллектуальной собственности (товарные знаки) в привязке к их владельцам, анализ санкционных списков)...в общем, тенденции и динамику Вы уловили.
А что Вы думаете по поводу новых сервисов и инструментов "СПАРК" и ресурсе в целом? Целесообразно ли их применение в Вашем бизнесе (профессиональной деятельности)?
Если понравился материал, можете почитать и другие мои заметки о комплаенс:
Комплаенс - "кто" это?!
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...или о чём этот канал