Найти тему
Историк

Чем славяне платили дань варяжским князьям?

Оглавление

Факт призвания варягов на Русь в 9 веке сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Первым варяжским князем, утвердившимся на Руси стал легендарный Рюрик, княживший, правда, в Новгороде.

Его преемник — Олег — в 878 году захватил Киве и стал таким образом киевским князем. У Олега были далекоидущие планы. Он хотел подчинить себе как можно больше земель на юге, чтобы никто уже больше не мог помешать его торговле с Византией. Товары, которые Олег продавал заграницу грекам за золото, собирались в качестве дани с подвластных ему славянских племен. Племена платили дань (полюдье) за то, что Олег охранял их от кочевников, и за то, что сам их не грабил.

Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году. Иллюстрация К. Лебедева, 1903 г.
Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году. Иллюстрация К. Лебедева, 1903 г.

Итак, каков же был ассортимент славянской дани? Сразу оговоримся, что некоторые племена платили дань деньгами. В остальном же основными товарами, которые принимали варяги за свою охранную деятельность, были: меха, воск и ... рабы. Остановимся на каждом из них более подробно.

Мех

О том, какое значение для русского человека имеет пушнина можно судить по моде на натуральный мех, сохранившейся в России до наших дней. В то время, когда весь цивилизованный мир отказывается от меха, который неэкологичен, непрактичен и добывается ценой страданий живых существ, в нашей стране до сих пор процветают зверофермы и промысловая охота на пушного зверя. Потому что шуба у нас до сих пор считается предметом роскоши и вложением средств (видимо, если наступит черный день, надеются ее продать, как в старину).

В Киевской Руси ценность меха считалась до того огромной, что даже монеты, ходившие вплоть до 15 века, назывались кунами — по названию шкуры куницы, бывшей в древние времена универсальным средством обмена.

-2

Воск

Воск князю поставляли бортники. Бортничество — старинное русское занятие — и означает разведение пчел в лесу. В деревьях или деревянных колодах выдалбливали дупла, куда подселяли медоносных пчел. Воск, получаемый в результате этой деятельности, использовался для изготовления ювелирных украшений и других предметов культа. Из воска делали модели для литья, лепили свечи.

Воск был широко востребован в городах и у кочевого населения, т.е. там, где не было леса. Кстати, мех, так же как и воск — продукт лесного промысла, издревле существовавшего в России — стране лесов. Когда в 16 веке площадь лесов в России стала сокращаться — деревья вырубали под пастбища и поля — исчезло и бортничество, на смену которому пришло пасечное пчеловодство. Но, по свидетельствам, очевидцев столько меду, сколько давали борти, т.е. дупла, не могла дать ни одна пасека.

Пасека в лесу. Худ. И. И. Шишкин, 1876 г.
Пасека в лесу. Худ. И. И. Шишкин, 1876 г.

Рабы

Всем нам хорошо известно крепостное право, существовавшее на Руси, казалось бы с незапамятных времен, но мало кто знает, что в Киевской Руси тоже были рабы. Причем рабами были не крестьяне, закабаленные помещиками (все это будет, но позже), а пленники, которых пригоняли на Русь из завоеванных земель.

Сходит князь на каких-нибудь половцев или печенегов, повоюет их, воинов перебьет, а женщин, детей и ремесленный люд уведет в полон. По мнению некоторых историков, в Киевской Руси рабов было очень много. Можно сказать, что всю русскую землю обрабатывали в основном рабы. Преимущественно рабами была и прислуга — кухарки, конюхи и т.п. Рабов было так много, что хватало и для работы в вотчине, и на продажу каждый год оставалось.

Торг в стране восточных славян. Худ. С. Иванов, 1909 г.
Торг в стране восточных славян. Худ. С. Иванов, 1909 г.

По положению рабы были сходны с крепостными. Их можно было продать, поменять, за их убийство платился очень небольшой штраф.