Найти тему
SAMESOUND

MIDI 2.0 пришёл в мир: пора выбрасывать старые MIDI-клавиатуры?

Стандарт MIDI — одна из основ современной музыки, которая позволяет ей развиваться и двигаться вперёд. Несмотря на невероятное развитие компьютерных и цифровых технологий, музыкальной индустрии и самих музыкантов, стандарт MIDI, на котором держится нынешнее производство музыки, — вы будете удивлены — не изменился за последние 35 лет. Да, спустя три с половиной десятка лет MIDI существует всё ещё в первой версии — мы движемся вперёд, а старичок MIDI 1.0 остаётся с нами.

Тот факт, что MIDI никак не изменился за последние десятилетия, говорит о том, что возможностей стандарта хватало всем крупным игрокам рынка музыкального оборудования. Yamaha, Roland, Korg, Kawai, Sequential Circuits и десятки производителей поменьше создавали синтезаторы, цифровые пианино, MIDI-клавиатуры и другие устройства в рамках MIDI 1.0. Когда возможностей стандарта переставало хватать, производители городили всевозможные костыли, расширяющие умения инструментов. Но даже при таком подходе никто не думал развивать MIDI — всех всё устраивало.

Появление MIDI 2.0 в музыкальном мире сопровождалось фальстартом со стороны Roland, представившей первый в мире серийный контроллер A-88 MKII с полной поддержкой нового стандарта за несколько дней до официального определения его спецификаций. Спецификации появились 28 января 2020 года — стандарт представляет собой целый пласт новых возможностей. По словам Ассоциации MIDI-производителей, MIDI 2.0 станет «величайшим прогрессом в музыкальных технологиях за последние десятилетия».

Итак, что же нового будет в MIDI 2.0?

-2

Общение оборудования

Одним из основных нововведений MIDI 2.0 станет более подвинутая система коммуникации. Синтезаторы и контроллеры нового поколения будут больше «говорить» друг с другом. Благодаря этому музыканты забудут о настройке взаимодействия двух инструментов между собой — больше не придётся думать, что и как может регулировать ручка одного девайса на втором устройстве.

Три ключевые составляющие окружения MIDI второго поколения (The Three Bs) — двунаправленный обмен (Bidirectional Communications), обратная совместимость (Backwards Compatible) и улучшение старого протокола (Both)
Три ключевые составляющие окружения MIDI второго поколения (The Three Bs) — двунаправленный обмен (Bidirectional Communications), обратная совместимость (Backwards Compatible) и улучшение старого протокола (Both)

Обмен настройками и возможностями

В рамках запроса возможностей инструменты обмениваются сообщениями типа Property Exchange. Через них инструменты рассказывают друг другу о том, какие у них существуют параметры и настройки, чем и как можно управлять. В рамках обмена параметрами инструменты передают полный список настроек, мэппинг (раскладки) клавиш и элементов управления, параметры настройки звука, информацию о пресетах и другие данные.

Профили конфигурации

Появление запроса возможностей также облегчит взаимодействие с нестандартными MIDI-устройствами — MIDI-гитарами, духовыми контроллерами и прочими подобными штуками. С помощью обмена сообщениями о параметрах, разнородные девайсы будет проще интегрировать друг с другом. Каждый инструмент теперь хранит в своей памяти конфигурационный профиль (англ. Profile Configuration), который рассылается всем инструментам-участникам обмена для изучения.

Ключевые особенности устройств с новым стандартом MIDI (The Three Ps) — конфигурационные профили (Profile Configuration), обмен возможностями (Property Exchange), согласование протокола (Protocol Negotiation)
Ключевые особенности устройств с новым стандартом MIDI (The Three Ps) — конфигурационные профили (Profile Configuration), обмен возможностями (Property Exchange), согласование протокола (Protocol Negotiation)

256 каналов вместо 16

Передача информации в рамках MIDI происходит через MIDI-каналы. В первой версии стандарта количество каналов составляло 16 штук — музыканты могли назначить 16 устройств на каждый канал, чтобы инструменты не мешали друг другу. Подключить больше устройств для независимого и одновременного использования невозможно — кому-то обязательно придётся делить каналы между собой.

Универсальный MIDI-пакет

MIDI-сообщения достаточно просты в своём содержании — несколько первых байт в сообщении передают данные о высоте ноты и её состоянии. Вместе с усложнением MIDI 2.0 стали сложнее и сами сообщения, однако нет смысла переживать, что что-то не будет работать или будет работать не так. Новый стандарт вводит такое понятие как «Универсальный MIDI-пакет» (англ. Universal MIDI Packet), позволяющий конвертировать сообщения MIDI 1.0 в совместимые с новым стандартом.

-5

Улучшенный тайминг

В новом стандарте также появится новый тип сообщений — временные штампы подавления джиттера или фазового дрожания сигнала (англ. Jitter Reduction). Подобное сообщение будет рассылаться вместе с любым другим MIDI-сообщением, чтобы уменьшить задержку и точнее передать данные.

Полифоническая экспрессия

Технология полифонической экспрессии (англ. MPE или MIDI Polyphonic Expression) появилась не так давно — Ассоциация MIDI-производителей адаптировала её для стандарта первого поколения в конце 2019 года. С её помощью контроллеры могут работать с полифонической высотой — звучать ещё реалистичнее, имитируя поведение реальных акустических инструментов при извлечении звука. Второе поколение MIDI развивает и этот момент.

ЕЩЁ ПОДРОБНЕЕ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ!

Лайк, шейр, репост, подписка и заход на сайт — мы всему этому рады.