Найти тему
Записки воспитателя

Скороговорки для детей. Надо ли развивать речь ребенка?

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваевает огромное количество информации об окружающем мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения. Требования к речи обучающихся закономерно возрастают в условиях развивающего обучения. Всем известно, что важнейшее условие полноценного и всестороннего развития детей – это хорошая речь. Если у ребенка правильная речь и богатый словарный запас, ему легко формулировать и высказывать свои мысли, его возможности в познании окружающего мира очень широки. Нельзя забывать и о том, что хорошая речь влияет на качество и содержание отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. В последние годы планомерно возрастает количество детей, поступивших в школу с нарушениями речи, в том числе и с нарушенным произношением звуков. А ведь младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Вот почему существует прямая зависимость между качеством звукопроизношения ребенка и его орфографической грамотностью. Кроме того, дети с недостатками речи имеют, как правило, заниженную самооценку. Они стесняются своих речевых недостатков, болезненно реагируют на замечания, замыкаются в себе, вполне возможно возникновение чувства негативизма к обучению в школе.

Четкое звукопроизношение дается многим детям не сразу. Занятия по звукопроизношению – долгий процесс, в ходе которого ребенок учиться многим вещам: контролировать положение своих органов артикуляции, свое произношение, полноценно воспринимать обращенную к нему речь, анализировать и сравнивать свою речь и речь окружающих. К сожалению, дефекты произношения не исчезают сами собой, но в некоторых случаях возможна и самокоррекция речи при благоприятных условиях обучения. Решить проблему чистоты произношения речи учащихся помогут занятия с использованием скороговорок. Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорка - жанр устного народного творчества. Скороговорка придумывалась для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным.

Скороговорками называют небольшой текст, к тому же он ритмичный и веселый. Этот вид жанра учит говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

Строятся они на сочетании звуков, быстро произносить которые затруднительно. Изначально они появились как детская забава и, как оказалось, весьма полезная для развития речи ребенка. Ведь если у малыша есть проблемы с произношением каких-либо звуков, то скороговорки могут в этом помочь. Скороговорка, как и потешка, "растет" вместе с ребенком. Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребёнок уже умеет правильно говорить, но пока ещё затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками. Когда дети тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной, а также совершенствуется фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, развиваются внимание и память. Работа со скороговоркой способствует выработке правильного дыхания, которое имеет большое значение для правильного развития произносительной стороны речи: звукообразования и голосообразования.

Система логопедической работы над скороговорками Предлагаем вам свою систему работы над скороговоркой. При работе со скороговоркой используем схемы. В создании опорных схем взяты за основу некоторые принципы, сформулированные В.Ф. Шаталовым. Среди этих принципов выделим: Лаконичность, Разнообразие опорных сигналов, Запоминаемость, Вариативность речевых образований. Работу с опорными схемами можно осуществлять разными способами. Воспитатель может предложить уже готовый вариант опорного конспекта, проговаривание за воспитателем, запоминание, воспроизведение в письменной форме и устные ответы у доски. В этом случае каждый ребенок многократно работает со схемой, причем каждый раз в другой форме. Таким образом, обеспечивается реализация шаталовского принципа многократного вариативного повторения. Так же схемы могут составлять сами дети, вместе с воспителем (родителем) придумывая опорные сигналы для кодирования речевых образцов.

Схема логопедического занятия (ну и что, что дома. Это все равно занятие!)
1.​ Начинаем занятие с отработки правильного дыхания (прием «поднятой руки»: рука вверх – вдох, рука вниз — выдох).
2.​ Медленное прочитывание скороговорки с опорой на схему.
3.​ Выясняем смысл скороговорки.
4.​ Разбираем непонятные слова для детей. Находим объяснение слов в толковом словаре.
5.​ Обращаем внимание на то, что в скороговорке два предложения.
6.​ Считаем, сколько слов в каждом предложении.
7.​ Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке.
8.​ Читаем скороговорку шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко, с такой же активностью органов артикуляции. Можно произносить текст сначала с сомкнутыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторять фразы с разомкнутыми зубами, тихо, затем увеличиваем высоту голоса.
9.​ Работа со скороговоркой направлена на отработку интонации, поэтому просим детей, прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.
11.​ После этого начинаем, проговаривать скороговорку в быстром темпе, с опорой на схему, четко проговаривая звуки, а затем без опоры на схему.
12.​ Даем детям возможность потренироваться в произношении скороговорки дома.
13.​ Проверяем на следующем занятии произношение скороговорки по памяти с использованием схемы или без нее. Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.

На первых этапах берутся обязательно короткие скороговорки, а затем более сложные. При работе со скороговоркой на последующих логопедических занятиях даем возможность детям самим придумать схему .Самое главное, чтобы все слова скороговорки были изображены на схеме. Ребенок должен видеть, все ли слова он произносит правильно, и в том ли порядке. Стараемся придать занятиям игровой характер. Соревнуемся, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом говорящий будет показывать только артикуляцию, как в немом кино. Предлагаем спеть скороговорку (колыбельная, частушка, реп, эстрадная песня), произнести голосом животного (лиса, медведь, мышка) и т.д. Интересно детям старшего возраста угадывание скороговорок по схеме. Главное, чтобы наши совместные занятия приносили радость ребенку. Ученики любят эти занятия и с удовольствием соревнуются в произношении сложных слов и фраз, составлении схем. При работе со скороговоркой у детей развивается интерес к малым фольклорным формам. В результате такой работы на логопедических занятиях формируются коммуникативные нормы общения: Правильное произношение, Развивается фонематическое восприятие, Обогащается словарный запас, Совершенствуется речевое дыхание, Улучшается дикция, Развивается мышление, внимание и память учащихся. Разработанная система заданий формирует творческие способности дошкольников и позволяет стать им активными участниками занятия.

Закончить хотелось бы стихотворением одного поэта:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.