6 подписчиков

Этого об обгонах многие не знают!

1,3K прочитали

Понятие обгона – один из тех моментов, вокруг которого довольно регулярно вертятся различные изменения в Правила дорожного движения. В связи с этим многие водители часто теряются в том, какие формулировки были до изменения, какие после, и как применять всё это на практике. Тема ПДД вообще всегда актуальна и очень важна для любого участника движения. Так что будем разбираться.

Понятие обгона – один из тех моментов, вокруг которого довольно регулярно вертятся различные изменения в Правила дорожного движения.

До 20 ноября 2010 года обгоном, согласно пункту 1.2, считалось любое опережение движущегося транспортного средства или их группы, при котором водитель выезжает из ранее занимаемой полосы. Иначе говоря, неважно, сколько полос на дороге (две, три, по две или больше для каждого направления), и какую полосу занимают транспортные средства. Если одно из них догоняло другое, затем перестроилось и продолжило движение (опять же, неважно, по изначальной или вновь занятой полосе), то это уже в любом случае обгон. И, несмотря на то, что большинство людей всё-таки следят за изменениями в Правилах, где-то на подсознательном уровне у них всё равно засело именно это, привычное, определение обгона, которое не так-то просто оттуда выветрить.

Понятие обгона – один из тех моментов, вокруг которого довольно регулярно вертятся различные изменения в Правила дорожного движения.-2

Тем не менее, начиная с этой даты в пункте 1.2 ПДД появилось разъяснение понятия «опережение»: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. То есть именно этот термин теперь выполняет общую функцию, причём кроме всех тех случаев, что раньше подходили под понятие «обгон», к опережению относится ещё и движение просто по параллельной полосе с опережаемым транспортным средством, без всяких перестроений. А вот термин «обгон», наоборот, получил уточнение: теперь это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)», частный случай опережения. Получается, что любой обгон по определению будет являться опережением, а вот опережение совсем не обязательно будет попадать под понятие «обгон». Например, если мы имеем две проезжие части, разделённые ограждением или бульваром, обгон вы совершить в принципе не сможете, только опережение. А если вам вздумается вырулить на левую сторону многополосной дороги, разделённой разметкой или без неё, то действия будут попадать под понятие обгона, но при этом караться лишением прав. То есть легальными способами обгона остаются только случаи выезда на левую сторону двухполосной дороги или на среднюю полосу трёхполосной (естественно, при отсутствии запрещающих знаков и/или разметки). В старой редакции Правил была также возможность обгона справа в случаях, если впереди идущее транспортное средство подало сигнал левого поворота и приступил к манёвру. Естественно, согласно новому определению, такое стало невозможно, так что те же действия теперь именуются опережением.

Понятие обгона – один из тех моментов, вокруг которого довольно регулярно вертятся различные изменения в Правила дорожного движения.-3

Некоторые изменения касаются и знаков, связанных с обгоном. Так как знаки 3.20 и 3.22 по-прежнему называются «обгон запрещён» и «обгон грузовым автомобилям запрещён» соответственно, то они никак не препятствуют выполнять опережения, не являющиеся обгоном. Однако теперь первый знак допускает исключения и кроме этого: в зоне его действия разрешён обгон тихоходных транспортных средств, обозначенных соответствующим знаком, гужевых повозок, мопедов и двухколёсных мотоциклов без коляски. 3.22 таких вольностей не позволяет.

Понятие обгона – один из тех моментов, вокруг которого довольно регулярно вертятся различные изменения в Правила дорожного движения.-4

В 2017 году решили поменять уже правила обгона, а не только терминологию. С 12 июля нельзя продолжать движение по встречной полосе в случаях, когда полосы разделены разметкой 1.1, 1.3, 1.11 с прерывистой линией с левой стороны, трамвайными путями или разделительной полосой, иначе говоря, в тех местах, где обгон с вашей стороны запрещён. То есть обгон нужно завершить до такой разметки или знака, иначе подобные действия могут караться лишением водительского удостоверения. А при виде надвигающейся сплошной линии или знака 3.20 и невозможности завершить манёвр до них, придётся от него отказаться и вернуться в свою полосу позади того, кого не успели обогнать.

Понятие обгона – один из тех моментов, вокруг которого довольно регулярно вертятся различные изменения в Правила дорожного движения.-5

Ситуации, в которых обгон запрещён, изменениям не подвергались. В частности, этот манёвр нельзя совершать в случаях, когда попутное транспортное средство, движущееся впереди, уже совершает обгон или объезд препятствия, оно же первым включило сигнал левого поворота, или Вас уже обгоняет транспортное средство, движущееся сзади. Также обгон запрещён на любых регулируемых перекрёстках, нерегулируемых перекрёстках при движении по второстепенной дороге, железнодорожных переездах и в зоне ста метров до и после них, опасных поворотах, подъёмах при приближении к вершине и других участках с ограниченной видимостью, пешеходных переходах, мостах, путепроводах, в эстакадах и тоннелях, причём независимо от наличия или отсутствия соответствующих знаков и/или разметки. Во всех прочих случаях стоит помнить, что манёвр нельзя совершать даже если на пути только знак или только разметка, а первый имеет преимущество перед последней, то есть сочетание знака 3.20 с прерывистой линией разметки тоже препятствует выполнению обгона, так что придётся ждать отменяющего знака 3.21 или перекрёстка, за которым не будет продления зоны запрещения.

Правила регламентируют поведение не только обгоняющего, но и обгоняемого. Последний обязан не создавать препятствий для выполнения манёвра, то есть двигаться с прежней или меньшей скоростью по сравнению с той, которая была до обгона.

За долгое время у водителей сложилась определённая культура поведения в таких ситуациях, иначе говоря, этикет. Например, принято подавать короткий сигнал правого поворота, когда после долго времени встречная полоса свободна для обгона. Или же левого, если едущий сзади автомобиль собирается начинать манёвр, а плотность встречного потока этому препятствует. Это может здорово помочь безопасности движения. Вежливость вообще творит чудеса.

Понятие обгона – один из тех моментов, вокруг которого довольно регулярно вертятся различные изменения в Правила дорожного движения.-6

Всегда нужно помнить, что обгон является одним из самых опасных и ответственных манёвров. Не стоит относиться к нему легкомысленно. Перед началом убедитесь в том, что вас не обгоняют, что не обгоняет тот, которого собираетесь обгонять Вы, что встречная полоса свободна на достаточном расстоянии, а также обращайте внимание на сигналы поворота едущего впереди транспортного средства и не забывайте корректно подавать свои. Удачи на дорогах!