Найти в Дзене

« Война глазами детей»

фото взято из  интернет ресурса
фото взято из интернет ресурса

Начало войны.

Это был веселый мальчуган 9 лет отроду. Его детское светлое лицо почти всегда излучало улыбку, от чего его рыжие веснушки казались еще больше. Когда Пашка просыпался, а звали его именно так, на его рыжих волосах играл лучик солнца, пытаясь перебежать на глаза. Пашка довольно быстро вскакивал с кровати и подбегал к окошку с узорчатыми занавесками. В окно он видел как другие соседки, да и его бабушка Груня выгоняет коров к колхозному пастуху. Видя эту картину, Пашка успокаивался и уже не торопливо одевался, застилал постель и шел на кухню. На столе уже стоял завтрак: крынка с парным молоком, и хлеб из печки. Еще теплый мягкий хлебушек с хрустящей корочкой. Поедая горбушку хлеба, Пашка уже продумывал весь свой день. Даже у такого маленького мальчика были планы.

Сначала Пашка хотел забежать к соседнему мальчику Котьке и посмотреть, как его подопытные муравьи строят себе домики. Думая о муравьях, Пашка вспомнил, как они собирали их вместе с Котькой палочками в лесном муравейнике. Покусанные, но довольные, несли их домой. На этом воспоминании Пашка хмыкнул. Потом он собирался вместе с Котькой наловить раков в близлежащей речушке, и сунуть им в клешню палочку. Раки сильно щипались и это Пашка знал уже с трех лет.

Пашка вышел на улицу, сладко потянулся, и вдруг им овладела непонятная тревога. Он посмотрел в небо, вроде все как всегда: по небу неспешно текли облака. Большие кучевые, похожие на слона, лошадку. Пашка подолгу любил наблюдать именно за такими облаками, но сегодня небо ему не понравилось, не было птиц, как будто вся природа замерла в ожидании перед чем- то серьезным и важным, перед чем - то, чего Пашка пока не понимал, но чувствовал тревожное состояние, напряжение исходившее, откуда - то изнутри. Шло лето - июнь 1941 года. На улице было жарко и ничего не предвещало беды. Еще вчера Пашка вместе с Котькой купались в речке, весело прыгая и бултыхаясь в воду. Бабушка вечером накормила Пашку вкусными пирожками. Еще вчера отец сидел возле печки шил сапог, смолил самокрутку и напевал себе под нос какую - то грустную песню. Но все это сочетание таких знакомых запахов, речи, звуков и улыбок и было счастьем для Пашки.

Раки сильно щипались и это Пашка знал уже с трех лет.
Раки сильно щипались и это Пашка знал уже с трех лет.

И вдруг он увидел, как взрослое население деревушки собралось возле здания сельсовета, возле единственного столба с громкоговорителем. Коровы, гуси и другая живность гуляли сами по себе и никто не обращал на них внимание. Кто - то плакал, кто - то тревожился. Мужчины как один собрались в сторонке, курили и молчали. Среди них был и отец Пашки. Высокий статный мужчина сорока лет с большими и пышными усами, как казалось Пашке. Пашка побежал к отцу. Ему хотелось, чтобы отец как всегда потрепал его по голове и сказал: «Брат переживем, справимся» и тревога ушла бы насовсем. Пашка подбежал к отцу близко, заглянул ему в глаза, но отец выглядел растерянным, он машинально потрепал Пашку рукой по голове и сказал: «Эхе-хе, вот такие брат дела. » В толпе заплакала Маша – девочка из дома напротив и ее мама, и другие женщины. Пашка смотрел на такие знакомые лица и не понимал, что происходит. И вдруг кто - то громко крикнул: «Началась война!». И с этим протяжным криком все оборвалось внутри. И тут Пашке по - настоящему стало страшно, он вдруг ощутил себя повзрослевшим, он вдруг состарился на 100 лет сразу…

Дарина Добромирова