Здравствуйте, друзья!
Сегодня мне, как всегда, хочется вас порадовать чем-нибудь новым и интересным.
Натолкнул меня на это один из друзей по Фейсбуку Михаил Фоменков, задавший вопрос: Почему православные церкви везде одинаковы, а синагоги везде разные?
Давайте разбираться вместе.
На самом деле, объяснение лежит на поверхности, но немногие, особенно, не евреи, знают истину. Дело в том, что синагога по своей сути не является храмом. Храм у евреев ОДИН, и он разрушен.
Ну, а теперь по -порядку.
Когда от рук вавилонских воинов пал Первый Храм, и начался период «вавилонского плена», евреи потеряли место поклонения Богу, но не потеряли веру в него.
Это событие дало начало новому периоду в истории иудаизма. Образовалась диаспора, храмовые богослужения сменились коллективными молитвами, которые проходили в синагогах. Синагоги выполняли, помимо религиозных функций еще и функции «политические». В них проводились народные собрания, решались всевозможные гражданские и административные вопросы.
С появлением синагог любой еврей в любом уголке мира получил возможность молиться. И на это есть упоминание в Торе: «Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они….» (Иез.11:16).
Кончился вавилонский плен, был отстроен Второй Храм, но синагогальные традиции остались вместе с Храмом, дополняя и расширяя его функции. По видам деятельности синагоги получают следующие названия:
-Бейт-ха-Тфила – Дом молитвы;
-Бейт-ха-Мидраш – Дом учения;
-Бейт-ха-Кнессет – Дом собрания.
Таким образом, учитывая, что синагога не является в прямом смысле слова культовым сооружением, а имеет гораздо более широкие функции, то четких архитектурных требований к ее формам не прописано.
Я думаю, что этому также способствует то, что в различных странах евреи, преследуемые по национально-религиозным мотивам, были вынуждены скрываться. Поэтому, синагоги чаще всего не строили специально, а арендовали у купцов или зажиточных граждан. В Москве, например, первые синагоги как раз и находились в арендованных зданиях, которые, естественно, различались по архитектурному стилю.
Думаю, что я ответил на вопрос Михаила Фоменкова.
НО! Тем не менее, существует ряд правил, которые обязательны для размещения синагог.
И эти правила таковы:
1.Фасад синагоги должен быть, по-возможности ориентирован на Иерусалим.
2.Строящаяся синагога должна была быть выше остальных зданий (впрочем, это актуально и для православных церквей).
3.Синагога должна иметь прямоугольную форму с раздельными помещениями для мужчин и женщин.
4.Шкаф со свитками Торы (Арон гакодеш) также размещается у стены, ориентированной на Эрэц-Исраэль.
5.Впереди шкафа и чуть выше его должен постоянно гореть неугасимый светильник (нер-тамид).
6.Посередине синагоги стоит возвышение (бима), с которого в храме читали Тору (у ашкеназов есть небольшое отличие: между бимой и Арон кодеш ставят специальный пюпитр – амуд).
7.Не должно быть изображения людей.
8. Обязательно должны быть окна!
Во всем остальном убранство синагоги не регламентируется – как община решит, так и будет.
Так что, несмотря на отсутствие правил, правила все-таки существуют.
Хорошего вам дня и настроения.
По материалам книги Х.Донина и справочника архитектора.
Фотографии проекта и готового здания Санкт-Петербургской синагоги из интернета. Обратите внимание на дату проекта: 1881 год!