Найти тему
Александра Веткина

Одна нота для короля

Король долго не реагировал на возвращение великого композитора во Францию. Ожидание становилось утомительным. И Жоскен Депре уже совсем было отчаялся, но неожиданно монарх все же обратился к нему с заказом. С совсем непростым заказом. Требовалось написать многоголосное произведение, в котором одну из партий будет исполнять Людовик XII.

"Вот так сюрприз", - подумал композитор и надолго задумался. Непростая задача - писать музыку для того, кто очень плохо поет, но должен хорошо прозвучать. Совершенно неинтересно удовлетворять королевские капризы даже за приличный гонорар.

Жоскен Депре писал разные варианты многоголосия, но все время получалась партия, которую Людовик неизбежно бы испортил. И вот незадолго до премьеры композитора осенило. И он написал в партии короля одну единственную ноту. Одну единственную ноту, в которой выразил все свое презрение к тем, кто занимается не своим делом. К королю, возомнившему себя певцом.

Премьера состоялась. Король остался слушателем. Людовик XII счёл, что одна нота - это слишком мало для монраха. Король был в ярости. Он больше не желал слышать музыки Жоскена Депре и самого имени его. Композитору пришлось уехать из Парижа

После этого курьезного случая Жоскен Депре поступил на службу герцогу Феррарскому. Композитор до самой смерти не изменял своему музыкальному юмору и часто писал религиозную музыку на мотивы народных пошлых песенок фривольного содержания. 

А король Франции Людовик XII забросил пение, продолжил воевать и женился третий раз. Но музыка Жоскена Депре до конца жизни напоминала ему о том, что даже одна единственная нота способна многое сказать о музыканте.