В сегодняшний статье я расскажу как выжать максимум из нашей видеокарты. Существует несколько способов продлить жизнь своему старичку. Один из них — это разгон. В прошлой статье мы разобрали как разгонять процессор в сегодняшней статье мы разберём как же нам разогнать нашу видеокарту.
Подготовка к разгону
Производительность видеокарты, точно так же, как в случае с процессором, зависит от частоты. От частоты памяти и частоты ядра. Давай те разберём так называемый "безопасный разгон" который сможет сделать любой пользователь. Метод разгона который описан ниже является безопасным для нашей видеокарты, с ней ничего не произойдёт, самое главное вам не нужно изменять напряжение продаваемого на видеочип и тогда она точно не сгорит
Программы
В отличии от разгона процессора нам не нужно лезть в биос и менять значения для разгона. Разогнать видеокарту мы можем сторонними программами. Наиболее популярная для процедуры разгона видеокарты является программа MSI Afterburner. А так же нам понадобятся такие программы как: GPU-Z, Furmark. Разберем каждую программу по порядку.
GPU-Z
Данный софт позволяет нам мониторить технические характеристики видеокарты. Здесь есть все: название графического процессора, используемая технология, количество шейдерных блоков, объем видеопамяти, пропускная способность шины и т.д.
Всё что даёт нам разработчик это тактовая частота графического ускорителя и тактовая частота видеопамяти. На скриншоте выше это GPU Clock и Memory соответственно. Их то, мы с вами и будем разгонять. Так же разработчик позволяет нам снять дамп биоса видеокарты который можно отредактировать специальной программой и зашить обратно, но речь не об этом.
MSI Afterburner
Самая известная и широко используемая утилита для разгона видеокарт. Помимо этого, она служит для получения подробной информации об аппаратных компонентах компьютера и предлагает дополнительные функции, такие как регулировка вентиляторов, тестирование производительности, видеозапись. Утилита MSI Afterburner является бесплатной и работает с видеокартами любых брендов
Есть и другие программы для разгона, но софт от MSI является самым комфортным для использования.
Furmark
Чуть ли не единственная утилита, которая позволяет протестировать разогнанную видеокарту на стабильность. С ее помощью вы так же сможете мониторить уровень энергопотребления графического процессора, и сравнить свои результаты с результатами других пользователей.
Увеличение частоты ядра
Первое, что вам нужно сделать, это открыть GPU-Z и посмотреть базовые значения частоты ядра (Default Clock).
Далее открываем MSI Afterburner и первым делом двигаем ползунок Power Limit вправо до упора. Это позволит видеокарте работать на полную мощность. После этого мы начинаем увеличивать значение Core Clock. Рекомендуем начать с шага в 50 МГц. Не забывайте подтверждать изменения с помощью кнопки «Apply«.
Сворачиваем программу и открываем Furmark. Выбираем максимальное разрешение доступное для вашего экрана (Resolution) и 8Х сглаживание (Anti-aliasing). Ставим галочку напротив «Fullscreen«. Запускаем стресс-тест (GPU stress test).
Рекомендуется крутить бублик (народное название Furmark) минимум 10 минут. Таким образом вы дадите видеокарте прогреться до максимальных значений, и график температуры выровняется. Кроме того, вы проверите графический процессор на стабильность. Если вы увидите ошибку по типу «графический драйвер перестал отвечать и был остановлен», то стресс-тест можно прекращать. Это говорит о том, что чип не держит выбранную частоту, и ее требуется понижать. Также на экране могут появиться артефакты (различные искажения изображения). Это тоже свидетельствует о слишком высокой выбранной частоте. За здоровье комплектующей можете не переживать. Ни артефакты, ни ошибки, связанные с работой драйверов — не могут ей навредить. В таком случае требуется просто перезагрузить ПК, и работа устройства придет в норму.
Если же никаких проблем в работе видеокарты не наблюдается, то можно продолжать повышать частоту и каждый раз прогонять в тесте. Требуется делать это до тех пор, пока вышеуказанные проблемы не обнаружатся. Тогда просто слегка понижаем частоту на 10-20 МГц и снова прогоняем в тесте. Если все работает стабильно, то можно переходить к следующему этапу — тестирование в играх.
Сам по себе бенчмарк не отображает общей картины, это всего лишь синтетический тест. И хоть игры редко способны загрузить видеокарту на все 100%, они всё же более требовательны к работе графического ускорителя. Бывает так, что стресс-тест карта проходит без проблем, а вот в игре появляются артефакты. В таком случае просто снижаем частоту и ищем максимальные значения частоты, при которых видеокарта работает без нареканий.
Разгон памяти
Осуществляется точно таким же способом, как и разгон видеоядра. Мы постепенно повышаем частоту до тех пор, пока не появляются признаки некорректной работы видеокарты. Далее слегка понижаем частоту и тестируем в играх. И так до тех пор, пока не найдем точное максимально возможное значение частоты, при котором система будет работать стабильно. Учитывайте, что, обычно, видеопамять поддается разгону лучше, чем ядро. Не рекомендуется одновременно изменять значения частоты памяти и ядра. Если так делать, то при возникновении ошибок, вы не узнаете точно, в чем именно проблема. В высокой частоте памяти или ядра.
Результаты разгона
Вообще разгон дело индивидуальное. Одинаковые модели видеокарт, даже от одного и того же производителя, могут покорить разные значения частоты. Если вам удалось добиться прироста 10-15% производительности то такие значения полностью оправдывают потраченное время и силы.
Так же существуют и другие способы повысить производительность видеокарты о которых я сейчас вам расскажу.
Настройка "Панель управления NVIDIA"
Как правильно провести детальную настройку для повышения производительности видеокарты в играх
С каждым годом появляется всё больше и больше качественных игр, которые имеют достаточно высокие системные требования и видеокарта играет тут одну из важнейших ролей. Нужно провести детальную настройку в панели управления видеокартой.
Для начала нажимаем ПКМ на рабочем столе компьютера и в списке кликаем на панель управления Nvidia.
Появится новое окно, в нём нужно перейти в раздел управления параметрами 3D.
В этом разделе находятся необходимые параметры для настройки продуктивности видеоадаптера и получения наилучшего показа в играх.
Каждый параметр очень подробно описан в программе, так что вы можете сами ознакомится с ними, а я вам просто напишу какие значения поставить для максимальной производительности.
Image Sharpening - Sharpening offl, Scaling disabled
CUDA - графические процессоры - Все
DSR - степень - Off
Max Frame Rate - Off
Анизотропная фильтрация - Управление от приложения
Вертикальный синхроинпульс - Выкл
ГП рендеринга OpenGL - Автовыбор
Заранее подготовленные кадры виртуальной реальности - Управление от приложения
Затемнение фонового освещения - Выкл
Кэширование шейдеров - Вкл
Потоковая оптимизация - Вкл
Режим низкой задержки - Вкл
Режим управления электропитанием - Предпочтителен режим максимальной производительности
Сглаживание - FXAA - Выкл
Сглаживание - гамма-коррекция - Выкл
Сглаживание - режим - Выкл
Тройная буферизация - Выкл
Фильтрация текстур - анизотропная оптимизация - Вкл
Фильтрация текстур - качество - Высокая производительность
Фильтрация текстур - отрицательное отклонение УД - Разрешить
Фильтрация текстур - трилинейная оптимизация - Вкл
Таким образом мы провели настройку различных функций и параметров в панели управления видеокартой Nvidia. Отключили лишнее и поставили наиболее лучшие параметры для улучшения производительности в играх и приложениях. Что даст нам порядка 5-15% производительности, но при этом графика в играх станет чуть хуже.
NvidiaInspector
Ну и на последок я хочу рассказать о такой программе nvidiaInspector. Как вы поняли данный способ подходит он только владельцам видеокарт NVIDIA . Эта бесплатная портативная утилита предоставляет более продвинутый функционал, нежели стандартная панель управления NVIDIA.
Итак, загружаем архив с утилитой с официального сайта разработчика www.techpowerup.com/download/nvidia-inspector. Далее распаковываем и запускаем исполняемый файл nvidiaInspector.exe. Интерфейс конфигуратора на английском языке, это, конечно, минус, но, поработав немного с переводчиком, можно разобраться что к чему.
Главное окошко утилиты показывает сведения о GPU, однако сейчас нас интересует кнопка «Start Profile Inspector» напротив поля «Driver Version».
Жмем ее и выбираем в открывшемся окне хранилища шаблонов программу или игру, к которой собираемся применять свои настройки. Если игры в списке нет, кликаем на панели инструментов по иконке с зеленым значком плюса и указываем путь к исполняемому файлу приложения.
Настройки программы
Расположенная под панелью инструментов таблица содержит множество сгруппированных по категориям параметров, из которых некоторые будут вам уже знакомы, другие, возможно, нет. Сюда входят настройки совместимости, синхронизации и обновления, сглаживания, фильтрации и еще целая куча дополнительных опций вроде настройки глубины цвета или троттлинга. Поэкспериментировать с ними вы можете на досуге, но в первую очередь обратите внимание на опции «Antialiasing – Transparency Supersampling», «Texture filtering LOP Bias (DX)» и «Texture filtering LOD Bias (OGL)».
Приступим к настройке:
Для начала выбираем игру в строке Profiles. Переходим к параметрам. Значения будем менять в столбце.
Параметры я разбил на 2 типа: Не влияющие на качество и влияющие.
Начнем с не влияющих:
- "Prefered Refreshrate" - дословно "предпочтительная частота обновления". Не вижу смысла оставлять включенным этот параметр, если нужем максимальный прирост производительности. "Off"
- "Vertihical Sync" - "Вертикальный синхроимпульс". Жрет кадры. Ставим значение "Force off"
- "Texture Filtering - Trilinear optimization" - ухудшеная версия Анизотропная фильтрация. "Off"
- "Threaded optimization" - "Потоковая оптимизация". Оптимизация драйвера видеокарты под многоядерные процессоры. Соответсветнно, если у вас такой имеется, то ставим "On"
- "Ambient occlusion" - модель затенения, используемая в трёхмерной графике и позволяющая добавить реалистичности изображению за счёт вычисления интенсивности света. Очень сильно грузит карту. "Off"
- "Enable Ansel" - режим фотографа встроенный в софт nvidia. "ANSEL_ENABLE_OFF"
- "Memory Allocation Policy" - насколько я понял, этот параметр отвечает за объем памяти выделяемым видеокартой под игру. Ставим "MEMORY_ALLOCATION_POLICY_AGGRESSIVE"
- "Multi-display/mixed - GPU acceleration" - "Ускорение нескольких дисплеев/смешанных ГП". Если у вас одна видеокарта и один монитор, то ставьте "Single display performance mode"
- "Error reporting" - "Сообщения об ошибках". Параметры, включение которого дает возможность при случае ошибки драйвера отправлять все данные разработчикам NVidia. "Off"
- "Triple buffering" - "Тройная буферизация". Увеличивает плавность картинки путем понижения производительности. "Off".
- "Force mipmaps" - "Включение масштабируемых текстур". Устаревшие значение работы 3д приложений. "Off"
И влияющие:
- "Texture filtering" - "Фильтрация текстур". Ставим "High performance" (Высокая производительности).
- "Antialiasing - Transparency Supersampling" - используется для исправления алиасинга (или «зубцов») на полноэкранных изображениях. Хотите прирост - выключайте. "AA_MODE_REPLAY_MODE_ALL"
- "Texture Filtering - Negative LOD Bias" - "Фильтрация текстур - отрицательное отклонение УД". Фильтрация текстур с использованием негатива с масштабируемым уровнем детализации. Ставим "Allow".
- Следующие 2 параметра я объединил, т.к. по сути это один параметр. В определенных играх работает первый, в других второй, так что изменять будем оба.
Texture Filtering - LOD Bias (DX) = ?
Texture Filtering - LOD Bias (OGL) = ?
Значения данного параметра варьируются от -3.000 до +3.000. Чем выше значение, тем более мыльным становится изображение. Сразу скажу, что с параметром +3.000 игра будет выглядеть, мягко говоря, не очень. Но даст очень большой прирост производительности.
Итого
Всеми этими манипуляциями мы можем добиться очень хорошего прироста производительности и поиграть в нашу любимую игру с хорошим FPSом.