Найти тему
Les Livres

Сто лет и три женщины в одном фильме

«Между нами — годы, между нами — любовь, между нами — долгие часы»

Я прежде не встречала фильма, который сделан из тревожности. Ничего пугающего не происходит. На экране — вполне себе обыденная жизнь, со своими проблемами, но проблемами глубокопсихологического свойства, характерного для жизни более высокого уровня; ничего эпопейно-апокалипсического. Но —неспокойно. Напряжение где-то там, позади, но в каждом кадре, приглушённое, но не отступающее. Фильм почти красивый... Но, как и положено в жизни, полной тревоги, красота уже выцвела, уже запылена. И ещё фильм безусловно хорош.

Вирджиния Вулф расколота, смазана, утеряна, растворена. Её безумие не буйно, оно мучительно — для неё, потому что она не может зацепиться за жизнь, не желает упиваться жизнью, как отражением в прозрачной воде; для её мужа, потому что он желает вытащить её из не-существования, но она не может не отрицать его заботу. Борясь с изнеможением, изнемогая она пишет роман: один день, в котором вся жизнь женщины, и вся жизнь в одном дне.

Кадр из к/ф «Часы», Вирджиния и Леонард Вулф
Кадр из к/ф «Часы», Вирджиния и Леонард Вулф

Лара Браун не любит своего мужа, и у неё есть сын, который так любит её. Ей хочется бежать. Ей не хочется отказываться от жизни, просто эта жизнь не ею написана. Но убежать — значит отказаться от любви, о которой мечтают все женщины, то есть превратиться с чудовище. Она читает роман Вирджинии Вулф о женщине, которая благополучна во всём и блистает благополучием перед своими друзьями... но на самом деле это не так.

Кадр из к/ф «Часы», Лора Браун
Кадр из к/ф «Часы», Лора Браун

Кларисса Вон отчаянно пытается купить праздник-триумф для своего умирающего друга, стоя среди сотен охапок цветов. Когда-то давно друзья прозвали её Миссис Дэллоуэй, именем женщины, которая каждый день приживает жизнь по одному и тому же сценарию, прикрываясь благополучием. Она пытается. Всегда что-то пытается сделать для кого-то, вырастить улыбку в три раза быстрее скорости, заложенной для того природой, сделать как лучше, сотворить лучшее из возможных, устроить, придумать. Какое рвение с небывалой отдачей — от самой себя — и оно обращается в пыль, оно пожирает её; кажется ей, что она живет насыщенно, энергично и ярко, но это не так. Кажется ей, что живёт она для других, но жить для других нужно ей одной.

Кадр из к/ф «Часы», Кларисса Вон готовится к вечеру
Кадр из к/ф «Часы», Кларисса Вон готовится к вечеру

Часы есть атомарность жизни. Из них складывается путь от одной даты, знаменующий начало, до другой, подводящей итог. В них мы утопаем, ими измеряется время, что мы убиваем, они ссыпаются в гору песка, но не заканчиваются — это мы заканчиваемся, когда часы решат, что срок для всего вышел. И на что, кому отдают часы женщина? Сегодня, что лет назад, в начале времён?