Найти тему
214 подписчиков

Человек Целостный, или прописные истины, которые повлияли на мою жизнь

"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи
"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи

Помните, в школьной геометрии был такой термин – «аксиома»? Он означает утверждение, не требующее доказательств. К примеру, через любые две точки можно провести прямую, и только одну. Или: нужно мыть руки перед едой. Обычно мы не задумываемся над тем, что за аксиомой про точки стоит целая система евклидовой геометрии, а еще в XIX веке руки не мыли даже перед хирургическими операциями.

За последние годы несколько таких «аксиом», перешли для меня с уровня «знаю, слышала, очевидно» на уровень переживания их на собственном опыте и, как следствие, более глубокого осознания, а местами даже озарения. Чтобы текст получился более структурированным, про каждое своё «озарение» я напишу о том, что ему способствовало и как оно повлияло на мою жизнь. Надеюсь, что мой личный опыт может оказаться для читателей полезным, хотя также понимаю, что осознавание – это сугубо личный процесс.

1. Психика и физиология/химия человека взаимосвязаны.

Что способствовало пониманию? Все началось с книги про мозг, продолжилось книгой про генетику, а настоящее озарение пришло уже с книгой про гормоны и женское здоровье.

Как повлияло? Если раньше моим «приоритетом» была психика (настроения, переживания, внутренние конфликты), а физическое оставалось в стороне (благо, претензий к здоровью у меня не было), то сейчас я в полной мере понимаю, что не существует одно без другого, стараюсь проводить взаимосвязи, замечать нюансы не только своих настроений, но и того, что при этом происходит на физическом уровне. У меня нет ответа на вопрос, что первично. Возможно, ответ не существует в принципе, потому что человек – это целостная система, а не просто набор отдельных частей. У меня проснулся огромный интерес к тому, как устроено тело человека и что в нем происходит. Это огромный пласт информации, который раньше находился где-то за пределами меня, и я собираюсь восполнять эти пробелы.

2. Стресс влияет на физическое и эмоциональное состояние человека.

Что способствовало пониманию? Собственный длительный период стресса. И к сожалению, понимание это пришло только когда я из него вышла. Исключительно в сравнении я смогла понять, на сколько плохо я себя чувствовала в тот период – и физически, и эмоционально. А изнутри ситуации стресса оценить тяжесть своего состояния не получалось – мне тогда казалось, что я в норме, ну или испытываю совсем легкий стресс – скоро пройдёт.

Как повлияло? Я научилась распознавать стресс по мелким, только начинающимся признакам и не допускать их разрастания. Я стала искренне заботиться о себе в первую очередь, а доделывать все дела – во вторую. Удивительно, что количество и качество сделанных дел, а также удовлетворение от них при этом выросли. Дофамина теперь в достатке – ну вы поняли, см. пункт 1й.

3. Питание/вода/сон – черт возьми, они тоже влияют как на психику, так и на физику.

Что способствовало пониманию? Книги из пункта 1, изучение темы питания (хотя мне тут есть ещё к чему стремиться), постепенное внедрение новых привычек и внимание к своему состоянию. Думаете я раньше не знала, что нужно хорошо питаться, побольше пить и достаточно спать? Знала, конечно, но не применяла систематически. А может, просто была моложе и организм легче переносил все невзгоды даже при 5 часах сна, без воды и на простых углеводах.

Как повлияло? Без фанатизма, но осознанно я слежу за тем, что ем, сколько пью и как долго сплю, это стало для меня действительно важным. Теперь я понимаю, что не могу жить и творить в полную силу, да и просто злюсь, если, например, плохо позавтракала. А уж если не выспалась, меня вообще лучше не трогать.

4. Спорт/физическая активность очень важны.

Капитан очевидность? Да, мой текст вряд ли выиграет от такой банальности, но тем не менее, я ее оставлю. Помню, в школе ненавидела физкультуру, пару лет имела даже освобождение от неё из-за мифических проблем со здоровьем, которых, как я сейчас понимаю, особо и не было. А если и были, то как раз из-за отсутствия физкультуры. Не знаю, почему, но ни мама, ни учителя в школе (даже сам учитель физкультуры!) не объясняли, почему так важно заниматься физической активностью. Пришлось доходить до этого самой, интуитивно. Я начала с занятий по видеокассетам Синди Кроуфорд (может быть, кто-то помнит ее программы), затем был бег, потом йога и фитнес, плавание. В целом, с юности я всегда занималась спортом, но с разной регулярностью. Были и периоды, когда запускала. Однажды слышала вопрос от преподавателя йоги в адрес ученика, который сказал, что уже год не занимался йогой: «как у вас здоровья-то хватило не заниматься?».

Что способствовало пониманию? Собственный опыт депрессии и сложных эмоциональных состояний, которые я переживала сначала после смерти мамы, затем в длительных противоречивых личных отношениях. Были периоды, когда я не могла контролировать своё эмоциональное состояние и полностью находилась в его власти. Так случилось, что именно тогда, повинуясь своей интуиции, я всерьёз увлеклась йогой, а потом ещё купила годовой абонемент в фитнес-клуб. И так как с самодисциплиной у меня все в порядке, занималась я действительно регулярно – 3-4 раза в неделю. Систематическая физическая активность – конечно же, далеко не единственное, что помогло мне справиться, но именно после ее начала я почувствовала стабилизацию своего внутреннего состояния и ощущение контроля над ним.

Как повлияло? Спорт постепенно превратился в такую привычку, без которой я не представляю своей жизни. Мне не нужно специально выделять на спорт время – оно находится естественным способом. Не позаниматься спортом для меня сейчас – это как не почистить зубы утром – жить можно, но очень уж некомфортно.

5. Медитация благотворно влияет на мозг человека, и это уже подтверждено научными исследованиями.

Вот здесь, например, приведены ссылки на исследования медитации и ее влияние на тело, здоровье и психику человека: https://nccih.nih.gov/health/meditation/overview.htm#hed4.

Что способствовало пониманию? Во время поездки в Тайланд я побывала в одном из буддистских храмов (Большой Будда на Пхукете), и меня тронули за живое буддистские символы, традиции, образы. Все мое существо прониклось там гармонией, спокойствием и умиротворением. Я почувствовала, что буддизм – это мое. По возвращении стала читать про историю буддизма и буддисткую философию. Оказалось, что медитация – уже давно предмет изучения науки.

На что повлияло? Пока не медитирую, если честно. По крайней мере, не делаю это обособленно и регулярно. Но стараюсь медитировать хотя бы во время занятий йогой, стала подходить к движениям и дыханию в йоге более осознанно. Ведь медитировать совсем не обязательно сидя в позе лотоса в абсолютной тишине – совсем наоборот, медитация может стать чем-то повседневным. Подробнее о разных способах медитации и ее природе, можно узнать, например в книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья». Оставляю в своих планах более глубокое изучение медитации и, главное, ее регулярную практику. Надеюсь, скоро придёт ее время в моей жизни.

А есть ли в вашей жизни прописные истины, аксиомы, о которых вы долгое время знали, но не осознавали по-настоящему? Озарения, которые пришли только с личным опытом, хотя информация всегда находилась рядом?