Найти тему
Актеры СССР фильмов

Проклятие Шурика

Оглавление

Детство за кулисами

Пока жена находилась в роддоме, Сергей Петрович крутил роман со своей поклонницей, а после рождения сына и вовсе ушел из семьи. У Саши появились единокровные брат и сестра, а спустя два года изменник вернулся к его матери. Галина Васильевна простила и приняла блудного мужа обратно, даже родила ему двух дочерей.

Мужского воспитания маленькому Саше не хватало. Чтобы видеть отца почаще, он стал ходить на его спектакли. Волшебный мир театра захватил мальчишку. Особенно он ждал окончания представления, когда можно было побежать в отцовскую гримерку, потрогать чудесные баночки с гримом, примерить шляпу пирата, а если повезет — играть с бутафорской шпагой или надеть доспехи.

В школе он записался в драмкружок, а еще ходил в музыкальную школу по классу фортепиано. Одноклассники вспоминают удивительный бартион Саши Демьяненко — он пел на школьных концертах, но позднее этот талант, увы, никто из кинорежиссеров не использовал. Учителя в один голос пророчили юноше карьеру певца. Но дома Александр встретил отпор в лице мамы, бабушки и тетки. Ни оперных, ни театральный артистов в семье видеть больше не желали, нужно получать «настоящую» профессию! И Демьяненко поступил на юридический. Однако учиться там не смог: показалось скучно. Выдержал всего полгода, после чего забрал документы.

Поворотным в его судьбе стало решение ехать в Москву и поступать в ГИТИС. А вскоре семья получила телеграмму: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское. Остаюсь в ГИТИСе».

Трудный выбор

Симпатичный, умный и удивительно талантливый — студент Демьяненко нравился многим преподавателям, тем не менее н ад ним нависла угроза отчисления из-за частых прогулов. Один из преподавателей, которому Александр был особенно симпатичен, поговорил с молодым человеком по душам. Выяснилось, что тот чуть ли не каждый месяц уезжает в Свердловск. Причиной тому не тоска по отчему дому, а девушка Марина — первая любовь, которую он все никак не мог забыть. «Знаешь, брат, тебе нужно сделать выбор — или любовь, или театр», - посоветовал мудрый профессор. Демьяненко прислушался и выбрал карьеру.

Уже на втором курсе ему поступило предложение сняться в роли Мити в фильме «Ветер» (1958 г.). Его дебют не остался незамеченным, ведь с этой кинокартиной в советском кино появился новый тип героя — обычный скромный парень, но способный на подвиг. Затем последовали и другие работы. Всесоюзную славу молодому актеру принесла главная роль в картине «Карьера Димы Горина» (1961 г.). К тому времени Демьяненко уже служил в Театре имени Маяковского.

Но его спектакли билеты разлетались вмиг — их скупали поклонницы, дежурившие у входа в ожидании автографа. В свои 25 лет Александр Демьяненко стал советской кинозвездой! Однако на характере актера это не сказалось. Он оставался таким же тихим, спокойным, даже немного замкнутым человеком.

Настоящим шоком для коллег и поклонников стало известие о переезде Демьяненко из Москвы в Ленинград. На театральном языке это означало понижение: все актеры, наоборот, стремились в столицу, где и зарплаты выше, и возможностей больше. Но на такой поступок у Александра были свои причины. Во-первых, его заманивал к себе «Ленфильм», обещая новую квартиру. Во-вторых, он так и не смог забыть свою Марину, которая в тот момент как раз переехала в Ленинград.

Однако много лет спустя он признается, что сожалеет о своем поступке. Надо было оставаться в прекрасном театре, а не гнаться за кинокарьерой, котора, по мнению самого артиста, не принесла ему в жизни ничего хорошего.

Роковая роль

В 1964 году к Александру Демьяненко в Ленинград прилетел Леонид Гайдай. Режиссер искал актера на роль Эдика в свою комедию. И тут кто-то из знакомых шепнул ему: «В Питере есть один театральный актер — вылитый твой Эдик, такой же интеллигент-очкарик!»

Познакомившись с Демьяненко, Леонид Иович словно пообщался с самим собой в молодости — настолько они с Александром были похожи: оба начитанные, не слишком общительные, но любящие тонкий юмор.

Уговаривать актера не пришлось. «Мне даже не нужно было играть, я просто жил в предлагаемых обстоятельствах!» - рассказывал Демьяненко о съемках фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Гайдай в его честь переименовал главного героя из Эдика в Шурика и платил самую высокую ставку — 50 рублей. Кинокомедия вышла на экраны в 1965 году и имела колоссальный успех, перевернув и без того не слишком спокойную жизнь Александра Демьяненко.

Кошмар усилился после выхода комедий Гайдая «Кавказская пленница» (1967 г.) и «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.). И чем масштабнее становилась его известность, тем более замкнутым и раздражительным становился сам Александр. На улице люди то и дело кричали: «Смотрите, Шурик идет!» и показывали на него пальцем. Те, кто понахальнее, лопали по плечу, лезли обниматься, зазывали в рюмочную выпить на брудершафт. «Шурик стал моим клеймом, моим проклятием!» - сетовал актер. Дошло до того, что режиссеры перестали приглашать его на съемки — оправдываясь тем, что для серьезной роли «Шурики» не годятся.

Спасибо — друзья выручали, выбивали для него второстепенные роли, предлагали озвучивать мультфильмы и фильмы. Александр Демьяненко подарил свой голос почти всем киногероям Донатаса Баниониса, Жана-Поля Бельмондо, персонажам Диснеевских мультфильмов.