Это странное слово «кликбейт»…
А вы еще не сталкивались с таким страшным и ужасным словом? Вам очень повезло. Мне повезло меньше, но во всяком негативе есть свой позитив. Слава Богу, я знаю английский, и мне не составило труда вникнуть в глубину таинственности иностранных слов. Я сделал это легко и непринужденно, не утруждая себя электронными словарями и подсказками искусственного интеллекта. Я вынырнул из этой пропасти с двумя вполне понятными и вполне русскими переводами: «клик» - щелкнуть и «бейт» - наживка, приманка, искус.
Вот и понятно всё стало. Нужно напрячь немного компьютерного воображения и дать определение. Кликбейт – искушение читателя щелкнуть мышью на своей статье. Ну и что, скажет мне читатель, зачем нам это нужно? А дело в том, что это страшное нарушение в Дзене карается по законам гор ограничением и лишением статьи, а затем и всего канала, читательской аудитории.
Может ли быть что-либо страшнее для авторов? Не думаю. Хотя они просто станут читателями, перейдут, так сказать, из одного клана в другой. Ага… и лишатся дохода.
А вот здесь начинается самое интересное. Здесь нам нужно разобраться, какие цели у всех участников процесса под японским названием Дзен.
Начнем, конечно, с читателей. Им нужна (загибаем пальцы) интересная, полезная, современная, своевременная, правдивая, актуальная, краткая, емкая, оснащенная фото и видео информация. Хватило пальцев? От кого всё это зависит? Конечно, от автора. Тогда переходим к этим господам, которых еще можно назвать блогерами.
Итак, в задачу авторов входит написать по пальцам всё то, что требуется читателю. Сначала просто так, а потом и за вознаграждение, поэтому у авторов свой сугубо личный интерес – подзаработать и завоевать побольше читателей, чтобы подзаработать еще больше. Так, а чем же зарабатывает автор? Неужели красивым текстом или потрясающим слогом, может быть, яркими и красочными фотографиями или видео? Или может быть правдивостью и актуальностью? Ну, хватит морочить голову, говорю я сам себе. Пора уже честно и принципиально открыть всю правду и, наконец, сказать, нет, объявить, нет, прокричать это взрывоопасное слово. Кричу: Р-Е-К-Л-А-М-А!!!
Надеюсь, никто не потерял слух и никого не оглушило. Оно и понятно, к этому слову за тридцать последних лет нас так приучили, что мы, пожалуй, удивимся, если в течение десяти непрерывных минут нам ее не предъявят. Итак, реклама дает возможность заработать авторам. Вау, скажете вы, авторы не только пишут потрясающие тексты, но и еще дают рекламу?! И ошибетесь, потому что ее размещает между строк сам Дзен. Так, и что тогда Дзену нужно? Правильно, чтобы статья была яркая, актуальная и далее по списку на ваших пальцах.
Тогда хорошо продается реклама, тогда зарабатывает Дзен, авторы и читатели получают больше информации в виде рекламы, а значит, больше покупают, а рекламодатели больше продают. Ну, снова вклиниваетесь вы, и причем здесь кликбейт? Вот здесь и начинаются проблемы.
С одной стороны, Дзену нужно продать побольше рекламы, потому что он для этого и существует. Это платформа, которая привлекает рекламодателей именно интересным контентом, а значит, и возможностью продать свой товар тем, кто этот контент просматривает. Больше рекламы, больше дохода всем, включая Дзен.
С другой стороны, Дзен категорически наказывает за кликбейт, требуя от автора только развернутой и неинтригующей информации и, тем более, заголовков. Аргументация такая, что если читателя «обманут» один раз, то второй раз он просто не станет читать статьи в Дзене.
Спорный аргумент, и вот почему. В основе действия любого наркотика лежит привыкание. Это не дает пользователю, испробовав его однажды, не прийти к нему снова и снова. Любовь к чтению – это наркотик, который обладает очень сильным и длительным действием. Но как же нам хочется читать не серую монотонную статейку, а интригующие яркие факты, самая раскрутка которых находится не в заголовке, не в начале, и даже не в середине статьи, а в самом что ни на есть последнем абзаце, а еще лучше в последнем предложении.
Я вполне понимаю, что в основе журналистики лежит правдивое изложение событий, но Дзен – это не просто газета или журнал, это еще и литературная платформа для людей, ищущих интересные события и красочно их описывающих.
Неужели автор книги «Иду на грозу» или автор книги «Униженные и оскорбленные» должен в заголовке рассказать всю интригу своего произведения? Попросите тех, кто не читал этих книг, попытаться с трех раз определить, о чем эти книги. Возьмите любое произведение, и вы обнаружите автора интригана, увлекающего вас загадочным названием, в котором вы найдете не только идею книги, но и возможность поиска глубинного смысла, который откроется вам после второго или третьего прочтения.
Какой же отсюда вывод…
А такой, что-то, что в западном варианте называется кликбейтом, в нашем родном русском является элементарной интригой, вторым смыслом, подтекстом, мыслью, наводящей на многомерность мышления, насыщающим яркостью и многообразием названием.
У меня большая просьба к Дзену – не боритесь с художественным вымыслом, но боритесь с ложью жизни. Тогда, на мой взгляд, платформа станет еще ярче, еще привлекательнее, и для тех, кто размещает рекламу и для тех, кто ее должен принять. Ведь благожелательно настроенный читатель статей будет также благожелательно настроен и к просмотру рекламы, и к товару, который она демонстрирует.
И тогда все будут довольны и успешны!